В 2018 году Waves воссоздали в виде плагина консоль REDD, а затем эхо-комнату и сам эффект S.T.E.E.D в виде плагина Waves Abbey Road Chambers. В честь этого, а также в продолжении рассказов о реверберации, редакция SAMESOUND.RU рассказывает о 4 ярких примерах использования второй эхо-комнаты и эффекта S.T.E.E.D.
Треки 1960-1970 годов, сделанные на студии Abbey Road, отличаются особым эффектом реверберации. Характерное звучание реверберации на этих записях — заслуга эхо-комнаты второй студии Abbey Road.
В течение нескольких десятилетий знаменитая студия использовала три специальные эхо-комнаты для создания реверберации. Самой знаменитой из трех считается комната второй студии, звучащая на многих записях The Beatles и в треках ранних Pink Floyd.
Эхо-комнату часто использовали в качестве компонента другого, более сложного эффекта — Abbey Road S.T.E.E.D. Этот эффект представляет собой фидбэк-петлю, в которой сигнал проходит путь от консоли REDD через ленточный дилэй BTR, фильтры RS106, RS127 и эхо-комнату, после чего возвращается обратно на консоль.
Больше об эффектах и реверберации
Креативная реверберация: 6 примеров использования нескольких ревербераторов в миксе
Советы от iZotope: 5 методик использования дилэя для оживления треков
Плагин Waves Abbey Road Chambers воссоздает звучание эхо-камеры легендарной студии
Весной 1967 The Beatles записывали на Abbey Road легендарного Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Band, который по глупой случайности получил негативную оценку от критика The New York Times. Параллельно этому на Abbey Road приехали тогда еще не имевшие легендарного статуса Pink Floyd. Молодые Флойды арендовали студию для записи дебютного альбома «The Piper At The Gates of Dawn» и привлекли к записи продюсера Нормана Смита, который записывал все пластинки The Beatles.
Одной из главных особенностей альбома Pink Floyd стал вокал Сида Барретта. Экстремальное лимитирование вместе с реверберацией и дилэем создало удивительный эффект, благодаря которому голос Барретта звучал очень атмосферно и размыто, но вместе с тем четко и сфокусированно.
Там, где Битлы полагались на естественное звучание эхо-комнаты, Pink Floyd совмещал натуральный звук комнаты с яркой реверберацией процессора Abbey Road EMT 140. При этом Флойды использовали эту связку не только в рамках одной песни, но и в рамках одной дорожки.
Несмотря на то, что документальных подтверждений тех времен практически нет, считается, что запоминающийся вокал в «Astronomy Domine» — это результат успешной комбинации эхо-комнаты с отдельным ревербератором.
Помимо вокала, связка этих компонентов временами использовалась и в инструментальных частях треков Pink Floyd. К примеру, во вступлении песни «Flaming» (с той же дебютной пластинки) сигналы всех инструментов прошли сначала через эхо-комнату, а затем были дополнительно обработаны реверберацией. Такой ход звукорежиссера сделал звучание инструментов ярким и сияющим.