Проектам не нужно больше одного эффекта реверберации — множество разных отражений быстро превращают звук в мутную кашу, да ещё и нагружают компьютер. Тем не менее существуют ситуации, когда использование реверберации допускает более креативный подход. SAMESOUND рассказывает о ситуациях, когда два и более ревербератора могут сделать трек интереснее.
Один из самых популярных советов о сведении музыки гласит: не вешайте реверберацию на все дорожки проекта. Совет отличный — многочисленность пространственных эффектов размывает микс, делает его мутным и грязным.
При всей адекватности рекомендации расценивать совет как прописную нерушимую истину не стоит. В ряде случаев в миксе можно (и нужно!) использовать несколько видов реверберации. Главное — соблюсти баланс и понимать, что и зачем вы делаете. Вот несколько ситуаций, когда два и более ревербератора однозначно пойдут на пользу миксу.
Мутная середина и необходимость её очищения — частая проблема при сведении музыки. Зачастую причиной захламлённости средних частот микса становится реверберация на вокале: с одной стороны она делает голос теплее и расширяет общую стереокартину, но с другой — вредит эффекту присутствия.
Избежать потерь в присутствии можно с помощью нескольких ревербераторов, применённых к голосу более точечно. Количество эффекта может быть любым, однако важно, чтобы характер поведения реверберации был идентичным или очень похожим.
Отправьте вокал на отдельную стереошину с реверберацией. После настройки эффекта спанорамируйте шину влево. Затем отправьте вокал на ещё одну шину, обработайте сигнал другим ревербератором и спанорамируйте шину вправо.
Не отправляйте сигнал целиком на левый или правый канал — нам нужно, чтобы реверберации слегка пересекались в миксе.
На второй шине измените настройки реверберации: установите другое время спада, интенсивность. Изменения настроек должны быть аккуратными, но заметными.
Теперь отправьте сигналы с выходов обеих шин реверберации на эмулятор плёнки: Waves Kramer Tape или модуль Exciter внутри iZotope Ozone/Neutron. Такой ход склеит два разных эффекта между собой.
По итогам коммутация каналов будет выглядеть следующим образом:
- Дорожка исходного голоса Vox Dry использует в качестве выхода шину VOX — суммирующий трек для вокала.
- Сигнал Vox Dry отправляется на две шины — VOX RV1 и VOX RV2.
- В качестве выходов для VOX RV1 и VOX RV2 используется суммирующая шина реверберации — VOX RV Sum. На суммирующей шине работает эмулятор плёнки.
- Выход VOX RV Sum отправлен на суммирующий трек вокала VOX.
Схема для наглядности:
Произведённые действия создадут необычный эффект стереореверберации. Голос сохранит пространство в центре, не потеряет в отчётливости, но вместе с тем обретёт необходимый объём.
ВОКАЛЬНЫЕ МИКСЫ