Гул и мутность в миксе: где искать проблему и как с ней бороться — SAMESOUND
SAMESOUND
  • Написание
  • Исполнение
  • Продакшн
  • Инструменты
  • Оборудование
  • Софт
  • Мир музыки
No Result
Все результаты
  • 🗓️ Мероприятия
  • 👫 Сообщество
  • 🎁 Бесплатные VST
  • 🔊 Звуковые волны
  • Генератор диаграмм
SAMESOUND
  • Написание
  • Исполнение
  • Продакшн
  • Инструменты
  • Оборудование
  • Софт
  • Мир музыки
No Result
Все результаты
SAMESOUND
No Result
Все результаты
  • Телеграм
  • 🤘 Сообщество
  • 🎁 Бесплатные VST
  • 🎙 Как выбрать микрофон
  • 🔊 Изучаем звуковые волны
  • 🎛 Выбираем оборудование
  • 🔥 Лучшие VST
in Продакшн
Автор: Егор Ревенга
12.04.2022

Гул и мутность в миксе: где искать проблему и как с ней бороться

Устраняем мутный звук баса, ударных и всего микса.

Обсудить
16 365
12 0
гул и мутность в миксе, гул и мутность в звуке
174
ПОДЕЛИЛОСЬ
16.4k
ПРОСМОТРЫ
ПоделитьсяТелеграмнутьТвитнуть
SAMESOUND в Телеграме
Подписывайтесь на SAMESOUND в Телеграме

Звукорежиссёр, продюсер и основатель образовательного проекта Audio Issues Бьёргвин Бенедиктссон специально для своего блога написал небольшую, но полезную заметку о гуле и мутности музыки — одной из самых популярных проблем миксов, созданных в домашних студиях. По мнению Бенедиктссона, гул и мутность не портят микс напрямую, а лишь создают ощущение, что он недостаточно чист и ясен. Несмотря на это, выявить недостатки довольно легко, если знать, в каких диапазонах и у каких инструментов нужно искать проблему.


Если и существует проблема, с которой сталкиваются все домашние музыканты и продюсеры, то имя ей — нижний низ. Проблема описывается двумя словами:

  1. Гул (англ. Boominess);
  2. Мутность (англ. Muddiness).

На самом деле оба слова описывают одну и ту же беду — недостаточную обработку частот в районе нижней середины, которая портит звучание всего микса. Гулкость и мутность живут немного в разных частотах, но диапазон все равно остаётся неизменным.

Гул в миксе

Выше мы говорим о том, что гул и муть вызваны недостаточно качественной работой с нижней серединой. Тем не менее гул можно отнести к проблемам нижнего низа. Обычно гул возникает в районе 100-150 Гц, от него не застрахован ни один басовый инструмент.

Гул в звуковом сигнале
Где обычно появляется гул на спектре

Для примера возьмём партию бас-гитары. Если усилить её на 10 дБ в районе 125 Гц, то бас моментально превратится в гудящую массу. Перекачка баса вызывает тот самый жуткий гул, который моментально накрывает весь микс. Когда баса превращается из сочного и плотного сигнала в убийственно низкий крик «БУУУУУУУУУУ» — это и есть гул. Его влияние на микс велико даже без такой мощной перекачки частот, как в примере: представьте, что кто-то монотонно бубнит всю песню — учителя в школе в такой момент обычно спрашивают: «Кто там басит на задней парте?».

Как бороться с гулом? Ответ прост — эквализация. По очереди солируйте басовые инструменты и послушайте, чей низ в области 100-150 Гц служит источником грязи. Причиной проблем может быть бас-бочка, сам бас или басовый синтезатор, фортепиано или рояль. Активируйте эквалайзер и сделайте узкий буст на 5-10 дБ, после чего медленно проведите эквалайзер по диапазону — проблемные частоты должны неприятно загудеть и загрохотать. Как только источник гула будет найден, уберите усиление и слегка подрежьте сигнал.

Полностью вырезать проблемные частоты в инструменте не нужно — так сигнал может лишиться панча.

Другой способ устранения гула в миксе — использование высокочастотного фильтра с аккуратным забором (около 6 дБ/октава), чья точка среза установлена чуть выше верхнего края проблемного диапазона. К примеру, если верхняя граница диапазона находится на отметке 150 Гц, поставьте точку среза на отметке 160-175 Гц. Так вы снизите проявление гула, но не убьете сам сигнал инструмента в нижнем низу — важные частоты останутся на месте. Если фильтрация сильно изменит сигнал, компенсировать потери можно узким бустом частот перед проблемной зоной — используйте для этого высокие значения точки Q, а её саму переведите в полочный (shelf) режим.

Мутность в миксе

Схожая с гулом проблема — мутность микса. Обычно она возникает в диапазоне 200-300 Гц — именно в этом месте микс обычно теряет чистоту и ясность из-за низких частот. При этом потеря ясности не означает, что весь микс становится мутным — песня просто звучит недостаточно чисто.

Мутность в звуке
Где обычно появляется мутность на спектре

Проблема мутности связана не только с басовыми инструментами — муть в нижней середине появляется из-за любого инструмента, даже вокала. Когда в голосе или инструменте преобладают частоты нижней середины, вокал сложно утопить в миксе. В итоге звучание становится таким, как будто сигнал насильно приделали поверх музыки вместо того, чтобы аккуратно разместить в свободной области внутри проекта.

Несколько недель назад я получил фидбэк от Джонатана Роя, звукорежиссёра из Нэшвилла. Сообщение Джонатана касалось одного из проектов, над которым мы работали вместе:

Когда я вернулся к проекту, то обратил внимание на буст в районе 300 Гц на шине вокала. Убрав усиление и слегка подрезав сигнал баса в области 200 Гц, я получил желаемое — вокал моментально лёг в микс.

Мутность микса исправляется аналогично гулу — с помощью эквалайзера. Отличий в методике работы нет, меняется только диапазон частот, который мы обрабатываем.

Мутный гул

Работа на хорошей аппаратуре не должна вводить в заблуждение: не забывайте, что обычные люди будут слушать трек через самые простые наушники. То, что на вашей паре мониторов Yamaha HS5 не слышно мутного гула и гулкой мути не означает, что проблемы нет.

Не париться о гуле и мутности — ошибка тех, кто работает на качественном аппарате.

В своей студии я использую две пары мониторов. Основная работа всегда идёт на Yamaha HS5, но вместе с ними я всегда наготове держу пару KRK Rokit 8 — на мой взгляд, басовый отклик «рокитов» намного лучше и точнее. Во время сведения я постоянно переключаюсь на с одной на другую пару мониторов, чтобы проверить гул и муть в миксе. Если слышу что-то сомнительное в нижней середине или низу — беру эквалайзер и ищу проблему.

Вы скажете, что две пары мониторов доступны не всем и будете совершенно правы. Если у вас нет второго комплекта студийной акустики, не нужно отчаиваться — найти гул и муть можно с помощью прослушивания микса на как можно большем количестве источников звука. Bluetooth-наушники и колонки, музыкальные центры, динамики смартфона и ноутбука — все эти устройства помогут определить проблему. Минус в сравнении со второй парой только в удобстве — нужно делать экспорт проекта и использовать десятки устройств. Да, побегать придётся, но чего не сделаешь ради чистого и ясного микса?

Очищайте миксы

Подведём простые итоги:

  • Гул — проблема нижнего низа, возникающая в диапазоне 100-200 Гц. Обычно ей подвержены басовые инструменты и инструменты, звучащие в низком частотном диапазоне.
  • Мутность — проблема нижней середины, возникающая в диапазоне 200-300 Гц. Проблеме подвержены не только басовые инструменты, но и любые источники звука, полностью или частично живущие в нижней середине. Вокал, фортепиано, синтезаторы, гитары — никто не застрахован от мутности.
  • Определить источник проблемы можно поочередным солированием инструментов, звучащих в одинаковых или схожих диапазонах.
  • Для более точного определения нужно сделать эквалайзером мощное усиление с узкой кривой эквализации Q. После этого проведите эту точку через проблемные области каждого инструмента — один из них обязательно загрохочет или помутнеет.
  • Устранить гул и мутность в миксе можно небольшим вырезом частот в обнаруженном проблемном диапазоне. Вырез не должен быть сильным, широким или резким — такая подрезка лишит звучание инструмента важных гармоник и обертонов, сделает звук слишком слабым и тонким.

Эквализация

Основы эквализации: когда нужно усилить частоты, а когда ослабить

Фильтруй сигнал: что такое Low-Pass фильтр и как им пользоваться

Фильтруй сигнал: что такое High-Pass фильтр и как им пользоваться

Маскировка частот: что это такое и как её победить

Сведение ударных: 7 советов для чистого и сбалансированного звучания барабанов

Сведение баса: 8 советов для плотного и чистого низа

What's Your Reaction?

  • Огонь!Огонь!
    35
    Огонь!
  • Хм...Хм...
    0
    Хм...
  • Лоооооол!Лоооооол!
    3
    Лоооооол!
  • Чё?Чё?
    5
    Чё?
  • ПечальПечаль
    0
    Печаль
  • Да ё..!Да ё..!
    2
    Да ё..!
Источник: Audio Issues: How To End Muddiness And Boom In Your Mixes
Теги: сведение басасведение музыкисоветы начинающим звукорежиссерамэквализация
Поделиться18ПоделитьсяТвитнуть41Поделиться
Подписаться
Войти
Уведомлять о
Войдите на сайт, чтобы обсудить материал
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сейчас читают


Далее
Как Foo Fighters записали Medicine at Midnight в одном из домов Лос-Анджелеса

Домашняя работа: как Foo Fighters записывали альбом «Medicine at Midnight» в одном из домов Лос-Анджелеса

Как выбрать микрофон для записи вокала гид для начинающих музыкантов

Как выбрать микрофон: гид для начинающих музыкантов

21.02.2022
6 740

Ближайшие мероприятия // ещё →

11 - 12 Фев
Весь день

Game Music Conference 2023 Онлайн

Суббота
Условия и регистрация
15 Май
13 Авг
19:00

Образовательный курс «Синтез звука: Синтология» Онлайн

Понедельник, Онлайн
Условия и регистрация
1 - 11 Июл
Весь день

Музыкальный форум Леонида Агутина

Суббота, Красная Поляна
Условия и регистрация
Событие не найдено!

Сейчас на главной

Arturia PolyBrute Noir Edition black version

Arturia PolyBrute Noir Edition поступит в продажу ограниченным тиражом — будет произведено всего 1000 инструментов

...

Автор: Егор Ревенга
07.02.2023
Обсудить
0
FabFilter Twin 3

Обновлённый FabFilter Twin 3 получит новый интерфейс, дополнительные осцилляторы, фильтры и арпеджиатор

...

Автор: Кирилл Бекетов
07.02.2023
10
69
IK Multimedia T-RackS EQ 81 скачать бесплатно

Бесплатные плагины и фрибисы недели № 45: T-RackS EQ 81, Surge XT для VCV Rack и плагин для создания плагинов

...

Автор: Егор Ревенга
07.02.2023
1
403
  • О нас
  • Помощь проекту
  • Реклама
  • Правила площадки
  • Условия использования
  • Политика конфиденциальности
  • RSS
Сотрудничество: hello@samesound.ru
Реклама: ad@samesound.ru

Сделано с ❤️ к 🎶 в SAMESOUND © 2015-2022.
Использование материалов SAMESOUND разрешено только с обязательным указанием ссылки на этот сайт.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции, которое может не совпадать с вашим мнением и меняться с течением времени. Это нормально.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях.
⚠️ 18+

  • Войти
  • Регистрация
  • Лента
    • В тренде
    • Горячее
    • Лучшее
    • Обсуждаемое
  • Рубрики
    • Написание
    • Исполнение
    • Продакшн
    • Инструменты
    • Софт
    • Оборудование
    • Мир музыки
  • Темы
    • Звуковые волны: интерактивный гид
    • Таблица звуковых частот
    • Телеграм-каналы для музыкантов
    • Гид по выбору
    • Гид по эффектам
    • Обзоры
    • Бесплатные плагины
    • Лучшие VST
    • Уроки гитары
    • Прохождение звукового сигнала
    • Сервисы цифровой дистрибуции музыки
  • Мероприятия
  • Сообщество
    • Лента активности
    • Группы
    • Разместить своё творчество
    • Пользователи
  • О нас
  • Помощь проекту
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Условия использования
  • Правила сообщества
  • RSS

Сделано с ❤️ к 🎶 в SAMESOUND © 2015-2022.
Использование материалов SAMESOUND разрешено только с обязательным указанием ссылки на этот сайт.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции, которое может не совпадать с вашим мнением и меняться с течением времени. Это нормально.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях.
⚠️ 18+

Вход на SAMESOUND

Google ВКонтакте OK Яндекс

или через электронную почту

Забыли пароль? Регистрация

Регистрация

Не займёт и минуты

Все поля обязательны для заполнения. Войти

Напомнить пароль?

Введите имя пользователя или адрес почты — отправим письмо со ссылкой на восстановление пароля.

Войти