Проектам не нужно больше одного эффекта реверберации — множество разных отражений быстро превращают звук в мутную кашу, да ещё и нагружают компьютер. Тем не менее существуют ситуации, когда использование реверберации допускает более креативный подход. SAMESOUND рассказывает о ситуациях, когда два и более ревербератора могут сделать трек интереснее.
Один из самых популярных советов о сведении музыки гласит: не вешайте реверберацию на все дорожки проекта. Совет отличный — многочисленность пространственных эффектов размывает микс, делает его мутным и грязным.
При всей адекватности рекомендации расценивать совет как прописную нерушимую истину не стоит. В ряде случаев в миксе можно (и нужно!) использовать несколько видов реверберации. Главное — соблюсти баланс и понимать, что и зачем вы делаете. Вот несколько ситуаций, когда два и более ревербератора однозначно пойдут на пользу миксу.
Схожие по содержанию, но разные по сути сигналы требуют собственного подхода к обработке реверберацией. Речь идёт о ситуациях, когда в проекте присутствует дуэт вокалистов или каких-либо инструментов.
Схожие сигналы зачастую сильно разнятся по тембру. Например, один вокалист поёт немного гнусавым, но низким голосом, второй — звонким и высоким. То, что будет хорошо для одного голоса, совершенно не подойдёт для другого. Такие же выводы справедливы и для двух гитар.
Разная реверберация сделает голоса более контрастными. К примеру, можно создать ощущение, как будто бы два вокалиста поют в разном окружении.