Проектам не нужно больше одного эффекта реверберации — множество разных отражений быстро превращают звук в мутную кашу, да ещё и нагружают компьютер. Тем не менее существуют ситуации, когда использование реверберации допускает более креативный подход. SAMESOUND рассказывает о ситуациях, когда два и более ревербератора могут сделать трек интереснее.
Один из самых популярных советов о сведении музыки гласит: не вешайте реверберацию на все дорожки проекта. Совет отличный — многочисленность пространственных эффектов размывает микс, делает его мутным и грязным.
При всей адекватности рекомендации расценивать совет как прописную нерушимую истину не стоит. В ряде случаев в миксе можно (и нужно!) использовать несколько видов реверберации. Главное — соблюсти баланс и понимать, что и зачем вы делаете. Вот несколько ситуаций, когда два и более ревербератора однозначно пойдут на пользу миксу.
Реверберацию можно рассматривать с двух ракурсов: как естественное продолжение и составная часть исходного сигнала или как элемент украшения звука.
Для подчёркивания особенностей исходного сигнала можно использовать любой вид реверберации — пластинчатую, пружинную или низкокачественную. Особую роль играют настройки: лучше работать с моно-сигналом, использовать короткий хвост эффект и только ранние отражения.
С помощью нескольких ревербераторов разного типа можно связать между собой отдельных участников микса и одновременно улучшить их звучание. Помните об этом, если вам покажется, что гитары, фортепиано или синтезаторы звучат недостаточно выразительно в миксе.