Майкл Купер — американский музыкант, звукорежиссер и саунд-продюсер, чей опыт насчитывает более 30 лет работы за консолями в лучших студиях мира. В разное время Майкл работал с телеканалом ABC, помогал издательству Simon & Schuster в запуске аудиокнижного направления, сотрудничал с голливудским актером Уильямом Хёртом, а также давал мастер-классы и читал лекции об основах музыки и музыкальных технологий в Университете Орегона.
В музыкальной индустрии Купер также известен как профессиональный консультант и автор различных методик работы со звуком. В течение последних 20 лет звукорежиссер в качестве выпускающего редактора сотрудничает с журналом «Mix Magazine», а его статьи и заметки публикуются в журналах WIRED, Electronic Musician, Keyboard, AudioMedia и других.
В 2007 году для журнала «Electronic Musician» Майкл Купер написал статью о 12 распространенных ошибках при сведении музыки, их причинах и способах решения. Несмотря на давность публикации, материал Купера не потерял актуальности и будет полезен музыкантам и звукорежиссерам любого уровня. Редакция SAMESOUND.RU совместно с автором блога о музыке и звуке NEBULA Ильей Евсюковым приводит адаптированный и дополненный перевод статьи.
Как мастеринг-инженер я слушаю большое количество миксов, сделанных в разных студиях. Одни миксы звучат идеально, другие — нет. Но больше всего удивляет то, как часто записи страдают от одних и тех же ошибок. Хорошая новость в том, что этих ошибок можно избежать (или исправить их) за счет нескольких простых техник.
В этой статье я рассмотрю 12 распространенных ошибок при сведении и расскажу о методах их решения. Этот материал поможет тем, чьи миксы не могут раскрыться из-за нехватки панча, частоты и детализации; чей продакшн стал заложником динамического и частотного дисбаланса, а также тем, чьи треки не звучат также объемно, как композиции, на которые мы равняемся.
Реверберация делает микс «больше» и объемнее. Чем больше воображаемое пространство, тем больше глубины и широты оно добавит песне. Тем не менее неопытные звукорежиссеры обычно добавляют реверберацию на все инструменты микса, получая противоположный эффект — звук становится нечетким и расхлябанным.
Главное правило при работе с реверберацией: один элемент микса можно сделать объемнее только если убрать объем у другого элемента. Именно контраст между близкими и дальними планами инструментов добавляет миксу глубины. Этот нюанс также прекрасно передается за счет хороших микрофонов и предусилителей, но речь не об этом.
Когда инструменты «утопают» в реверберации, звучание микса превращается в кашу. Без контраста в звучании наш мозг не способен определить, кто из участников микса находится от нас дальше, а кто ближе. Такой подход не только убивает глубину песни, но и лишает инструменты детализации и мощи из-за замыливания характера звучания за счет диффузии (рассеивания) эха.
Полезный совет — отключить пространственные эффекты на некоторых дорожках. Это касается особенно плотных миксов, в которых реверберация скорее создаст еще большую кашу. Определенные инструменты и вовсе стоит сделать «сухими», что создаст контраст и добавит глубины.
Отказаться от реверберации можно для тех инструментов, чье звучание отличается большим послезвучием и длинными хвостами, или для тех инструментов, которые записаны с определенным пространством (тарелки, акустические гитары). Акустические гитары сами по себе звучат объемно из-за резонирующего отверстия в корпусе инструмента. Добавление реверберации в таких случаях останется незаметным, кроме тех случаев, когда гитара играет прерывисто или отдельно от других элементов микса.
Несмотря на это, бывают ситуации, когда большое количество реверберации необходимо для создания желаемого звукового пространства. В таких случаях стоит увеличить время предварительной задержки (предилэя) в нескольких из используемых ревербераторах или и вовсе заменить их на эффекты задержки (короткие моно-дилэи или multitap-дилэи).
Использование дилэя позволит необработанному сигналу звучать до того, как начнет действовать эффект, а также отделит звуки ближнего и дальнего плана, и усилит глубину микса без ущерба детализации.
Еще один способ сделать микс чище — перевести большинство дорожек из стерео в моно. Это добавит стереокартине определенности и отделит участников микса друг от друга. Большое количество инструментов, записанных в стерео, сильно замыливает микс: каждый звук уже нашел положение в пространстве, поэтому простое панорамирование в стороны не поможет разделить инструменты или добавить глубины.
Панорамирование стереодорожек — обычное дело, но что делать, когда у вас много объемных инструментов? Вы можете развести один из них до упора влево и на 10 часов по громкости, второй — на 10 и 2 часа, а третий — на 2 часа и до упора вправо, но что получится в итоге? Три небольших помещения, искусственно добавленных в звуковое пространство (где уже есть свои «помещения») микса при помощи реверберации. Неудивительно, что после этого микс звучит размыто.
Итак, подведем итог. Чтобы сделать микс чище, нужно:
- Использовать реверберацию по-минимуму;
- По возможности перевести стереодорожки в моно;
- Использовать короткие дилэи вместо ревербераторов или настроить время предзадержки для создания глубины не в ущерб детализации.