Майкл Купер — американский музыкант, звукорежиссер и саунд-продюсер, чей опыт насчитывает более 30 лет работы за консолями в лучших студиях мира. В разное время Майкл работал с телеканалом ABC, помогал издательству Simon & Schuster в запуске аудиокнижного направления, сотрудничал с голливудским актером Уильямом Хёртом, а также давал мастер-классы и читал лекции об основах музыки и музыкальных технологий в Университете Орегона.
В музыкальной индустрии Купер также известен как профессиональный консультант и автор различных методик работы со звуком. В течение последних 20 лет звукорежиссер в качестве выпускающего редактора сотрудничает с журналом «Mix Magazine», а его статьи и заметки публикуются в журналах WIRED, Electronic Musician, Keyboard, AudioMedia и других.
В 2007 году для журнала «Electronic Musician» Майкл Купер написал статью о 12 распространенных ошибках при сведении музыки, их причинах и способах решения. Несмотря на давность публикации, материал Купера не потерял актуальности и будет полезен музыкантам и звукорежиссерам любого уровня. Редакция SAMESOUND.RU совместно с автором блога о музыке и звуке NEBULA Ильей Евсюковым приводит адаптированный и дополненный перевод статьи.
Как мастеринг-инженер я слушаю большое количество миксов, сделанных в разных студиях. Одни миксы звучат идеально, другие — нет. Но больше всего удивляет то, как часто записи страдают от одних и тех же ошибок. Хорошая новость в том, что этих ошибок можно избежать (или исправить их) за счет нескольких простых техник.
В этой статье я рассмотрю 12 распространенных ошибок при сведении и расскажу о методах их решения. Этот материал поможет тем, чьи миксы не могут раскрыться из-за нехватки панча, частоты и детализации; чей продакшн стал заложником динамического и частотного дисбаланса, а также тем, чьи треки не звучат также объемно, как композиции, на которые мы равняемся.
Представим ситуацию: вы написали мощную поп-балладу, на которую возлагали большие надежды, но что-то пошло не так. Инструменты записаны с отличной динамикой, исполнение — выше всяких похвал, а аранжировка удалась на славу, но по какой-то причине припевы лишены развязки и звучат тухло. Это значит, что пора сосредоточиться на настройках компрессора мастер-шины.
Бывают случаи, когда в самом начале работы над песней звукорежиссер настраивает компрессор мастер-шины на максимально мощный звук (чтоб бил «в лицо»), хотя работа будет вестись с тихими частями песни. Беда в том, что настроенный таким образом компрессор (со слишком низким порогом срабатывания или высоким соотношением) «давит» припевные части, высасывая из них жизнь.
При таком развитии событий стоит поднять порог срабатывания и уменьшить соотношение до 2:1. Дополнительно можно уменьшить время атаки компрессора. Все вместе это позволит песне «взрываться» в припевах.
Добиться взрывных припевов можно за счет автоматизации громкости мастер-шины — это классический способ. Сделайте разницу между тихими и громкими частями песни в 2-3 dB до мастеринга.