Майкл Купер — американский музыкант, звукорежиссер и саунд-продюсер, чей опыт насчитывает более 30 лет работы за консолями в лучших студиях мира. В разное время Майкл работал с телеканалом ABC, помогал издательству Simon & Schuster в запуске аудиокнижного направления, сотрудничал с голливудским актером Уильямом Хёртом, а также давал мастер-классы и читал лекции об основах музыки и музыкальных технологий в Университете Орегона.
В музыкальной индустрии Купер также известен как профессиональный консультант и автор различных методик работы со звуком. В течение последних 20 лет звукорежиссер в качестве выпускающего редактора сотрудничает с журналом «Mix Magazine», а его статьи и заметки публикуются в журналах WIRED, Electronic Musician, Keyboard, AudioMedia и других.
В 2007 году для журнала «Electronic Musician» Майкл Купер написал статью о 12 распространенных ошибках при сведении музыки, их причинах и способах решения. Несмотря на давность публикации, материал Купера не потерял актуальности и будет полезен музыкантам и звукорежиссерам любого уровня. Редакция SAMESOUND.RU совместно с автором блога о музыке и звуке NEBULA Ильей Евсюковым приводит адаптированный и дополненный перевод статьи.
Как мастеринг-инженер я слушаю большое количество миксов, сделанных в разных студиях. Одни миксы звучат идеально, другие — нет. Но больше всего удивляет то, как часто записи страдают от одних и тех же ошибок. Хорошая новость в том, что этих ошибок можно избежать (или исправить их) за счет нескольких простых техник.
В этой статье я рассмотрю 12 распространенных ошибок при сведении и расскажу о методах их решения. Этот материал поможет тем, чьи миксы не могут раскрыться из-за нехватки панча, частоты и детализации; чей продакшн стал заложником динамического и частотного дисбаланса, а также тем, чьи треки не звучат также объемно, как композиции, на которые мы равняемся.
В наше время от переизбытка компрессии страдает 90% миксов: многие из них невозможно слушать больше пары минут. Перекомпрессия стала настоящей чумой музыкальной индустрии. Поймите меня правильно: я люблю компрессию на шинах с инструментами и мне нравится, когда мои миксы звучат громко, но динамичные и качающие и зажатые треки — это разные вещи.
У каждого из нас собственные представления о количестве компрессии в миксе. Тем не менее, у меня есть своя методика определения нужного количества эффекта, основанная на значениях крест-фактора в анализаторах.
Крест-фактор — разница между пиковыми и RMS-значениями сигнала, выраженная в децибелах. Чем ниже крест-фактор, тем меньше в треке динамики и искажений, чем выше — тем их больше. Этот фактор поможет определить, когда в миксе слишком много компрессии.
Загрузите в DAW те записи, которые вы считаете эталоном звука. Послушайте их и посмотрите на значения крест-фактора по анализаторам (предварительно убедившись, что отключены любые обработки, а измерители показывают пиковые уровни сигнала). Обратите внимание, как сильно значения пиков подскакивают в динамичных частях песни. Следом за этим, постарайтесь добиться такого же крест-фактора в собственных миксах.
Помните: анализатор — верный друг и помощник звукорежиссера.