Майкл Купер — американский музыкант, звукорежиссер и саунд-продюсер, чей опыт насчитывает более 30 лет работы за консолями в лучших студиях мира. В разное время Майкл работал с телеканалом ABC, помогал издательству Simon & Schuster в запуске аудиокнижного направления, сотрудничал с голливудским актером Уильямом Хёртом, а также давал мастер-классы и читал лекции об основах музыки и музыкальных технологий в Университете Орегона.
В музыкальной индустрии Купер также известен как профессиональный консультант и автор различных методик работы со звуком. В течение последних 20 лет звукорежиссер в качестве выпускающего редактора сотрудничает с журналом «Mix Magazine», а его статьи и заметки публикуются в журналах WIRED, Electronic Musician, Keyboard, AudioMedia и других.
В 2007 году для журнала «Electronic Musician» Майкл Купер написал статью о 12 распространенных ошибках при сведении музыки, их причинах и способах решения. Несмотря на давность публикации, материал Купера не потерял актуальности и будет полезен музыкантам и звукорежиссерам любого уровня. Редакция SAMESOUND.RU совместно с автором блога о музыке и звуке NEBULA Ильей Евсюковым приводит адаптированный и дополненный перевод статьи.
Как мастеринг-инженер я слушаю большое количество миксов, сделанных в разных студиях. Одни миксы звучат идеально, другие — нет. Но больше всего удивляет то, как часто записи страдают от одних и тех же ошибок. Хорошая новость в том, что этих ошибок можно избежать (или исправить их) за счет нескольких простых техник.
В этой статье я рассмотрю 12 распространенных ошибок при сведении и расскажу о методах их решения. Этот материал поможет тем, чьи миксы не могут раскрыться из-за нехватки панча, частоты и детализации; чей продакшн стал заложником динамического и частотного дисбаланса, а также тем, чьи треки не звучат также объемно, как композиции, на которые мы равняемся.
Микс, в котором не хватает деталей, страдает и от нехватки панча: из-за перенасыщенных низких частот инструменты теряют атаку. Если в миксе достигнут спектральный баланс, не поднимайте одновременно низкие и высокие частоты — это не сделает звучание сочнее. Избыток высоких частот приводит к пластмассовости звука, а большое количество низа создает нежелательный бубнеж.
Правильным решением будет усиление атаки и добавление тела инструментам (trap-ударные, бас) с помощью компрессора, а не эквалайзера. SSL-компрессоры или VCA-приборы с медленной атакой и быстрым временем восстановления (30-70 мс) окажут посильную помощь в этом вопросе.
Другим отличным решением станет использование транзиент-шейпера, к примеру, SPL Transient Designer. Этот процессор использует огибающую для изменения амплитудных характеристик атаки и времени восстановления сигнала. Несмотря на малое количество элементов управления, SPL Transient Designer значительно усилит щелчок бочки, добавит «мяса» рабочему барабану и с легкостью раскачает дорожку с басом.
Более продвинутое изменение транзиентов можно сделать при помощи плагина Waves Trans-X. Он оснащен точно такими же элементами управления, как и SPL Transient Designer, но вдобавок контролирует фазу восстановления сигнала.