Майкл Купер — американский музыкант, звукорежиссер и саунд-продюсер, чей опыт насчитывает более 30 лет работы за консолями в лучших студиях мира. В разное время Майкл работал с телеканалом ABC, помогал издательству Simon & Schuster в запуске аудиокнижного направления, сотрудничал с голливудским актером Уильямом Хёртом, а также давал мастер-классы и читал лекции об основах музыки и музыкальных технологий в Университете Орегона.
В музыкальной индустрии Купер также известен как профессиональный консультант и автор различных методик работы со звуком. В течение последних 20 лет звукорежиссер в качестве выпускающего редактора сотрудничает с журналом «Mix Magazine», а его статьи и заметки публикуются в журналах WIRED, Electronic Musician, Keyboard, AudioMedia и других.
В 2007 году для журнала «Electronic Musician» Майкл Купер написал статью о 12 распространенных ошибках при сведении музыки, их причинах и способах решения. Несмотря на давность публикации, материал Купера не потерял актуальности и будет полезен музыкантам и звукорежиссерам любого уровня. Редакция SAMESOUND.RU совместно с автором блога о музыке и звуке NEBULA Ильей Евсюковым приводит адаптированный и дополненный перевод статьи.
Как мастеринг-инженер я слушаю большое количество миксов, сделанных в разных студиях. Одни миксы звучат идеально, другие — нет. Но больше всего удивляет то, как часто записи страдают от одних и тех же ошибок. Хорошая новость в том, что этих ошибок можно избежать (или исправить их) за счет нескольких простых техник.
В этой статье я рассмотрю 12 распространенных ошибок при сведении и расскажу о методах их решения. Этот материал поможет тем, чьи миксы не могут раскрыться из-за нехватки панча, частоты и детализации; чей продакшн стал заложником динамического и частотного дисбаланса, а также тем, чьи треки не звучат также объемно, как композиции, на которые мы равняемся.
Временами тембры некоторых (или всех сразу) инструментов характеризуются резкими всплесками частот, которые нуждаются в подавлении в целях устранения конфликтов между участниками микса.
Бубнеж акустической или бас-гитары на определенных нотах стоит устранять сразу же. Правок требует основной вокал, хорошо звучащий в спокойных частях, а в припевах (из-за усиления динамики) становящийся неприятным и режущим в районе высоких частот. Бывают ситуации, когда весь микс отличается резким звучанием в те моменты, когда «серединистые» инструменты играют одновременно в одной из частей композиции.
Когда в песне присутствуют такие всплески, стоит прибегнуть к динамической эквализации или ее автоматизации, так как одни настройки эквалайзера не всегда работают на протяжении всей композиции. Устранить всплески отдельных дорожек (или всего микса) можно и многополосным компрессором (FabFilter Pro-MB, Waves C4, LinMB, встроенный компрессор в комплекте iZotope Ozone или железный Tube Tech SMC-2BM), позволяющим независимо работать с определенными частотными диапазонами, т.е. компрессировать только нужное.
Как работать с многополосным компрессором
Разделите сигнал на полосы и включите в соло-режим ту полосу, которую собираетесь обрабатывать. Сильно опустите порог сжатия (threshold) — это позволит лучше слышать любые изменения. Затем настройте соотношение (ratio), атаку (attack) и восстановление (release) по вкусу, а следом поднимайте порог, чтобы сделать сжатие менее заметным.
При правильной настройке многополосный компрессор автоматически подавляет резкие всплески частот в нужном диапазоне и делает сигнал более гладким.