Майкл Купер — американский музыкант, звукорежиссер и саунд-продюсер, чей опыт насчитывает более 30 лет работы за консолями в лучших студиях мира. В разное время Майкл работал с телеканалом ABC, помогал издательству Simon & Schuster в запуске аудиокнижного направления, сотрудничал с голливудским актером Уильямом Хёртом, а также давал мастер-классы и читал лекции об основах музыки и музыкальных технологий в Университете Орегона.
В музыкальной индустрии Купер также известен как профессиональный консультант и автор различных методик работы со звуком. В течение последних 20 лет звукорежиссер в качестве выпускающего редактора сотрудничает с журналом «Mix Magazine», а его статьи и заметки публикуются в журналах WIRED, Electronic Musician, Keyboard, AudioMedia и других.
В 2007 году для журнала «Electronic Musician» Майкл Купер написал статью о 12 распространенных ошибках при сведении музыки, их причинах и способах решения. Несмотря на давность публикации, материал Купера не потерял актуальности и будет полезен музыкантам и звукорежиссерам любого уровня. Редакция SAMESOUND.RU совместно с автором блога о музыке и звуке NEBULA Ильей Евсюковым приводит адаптированный и дополненный перевод статьи.
Как мастеринг-инженер я слушаю большое количество миксов, сделанных в разных студиях. Одни миксы звучат идеально, другие — нет. Но больше всего удивляет то, как часто записи страдают от одних и тех же ошибок. Хорошая новость в том, что этих ошибок можно избежать (или исправить их) за счет нескольких простых техник.
В этой статье я рассмотрю 12 распространенных ошибок при сведении и расскажу о методах их решения. Этот материал поможет тем, чьи миксы не могут раскрыться из-за нехватки панча, частоты и детализации; чей продакшн стал заложником динамического и частотного дисбаланса, а также тем, чьи треки не звучат также объемно, как композиции, на которые мы равняемся.
Главное правило эквализации нельзя назвать строгим — иногда для достижения хорошего звука нужно поднять определенные области эквалайзером. Временами миксу требуется значительное усиление низких и высоких частот, что связано с особенностями человеческого слуха и восприятия, так как мы не так чувствительны к изменениям в этих диапазонах. Но даже после экстремальных подъемов этих областей, можно с удивлением обнаружить, что микс не стал массивнее, объемнее и воздушнее.
Опять-таки, проблема может заключаться в проведении эквализации на слишком большой громкости: уши воспринимают частоты в зависимости от силы звукового давления (SPL), что демонстрируется кривой Флетчера-Мэнсона.
Человеческий слух менее чувствителен к низким и высоким частотам при прослушивании музыки на малых уровнях громкости. Именно поэтому более 95% бытовых стереосистем оснащены функцией компенсации низких частот, которая нивелирует разницу в АЧХ сигнала при прослушивании на небольшой громкости.
Тем не менее, работа на высокой громкости приводит к усталости слуха, а сделанные изменения (при уставших ушах) далеко не всегда идут на пользу миксу. Поэтому громкость лучше поднимать периодически, а затем, после внесения правок, возвращаться на исходные и комфортные для слуха значения.
По этой причине большую часть времени я работаю на громкости не выше (иногда даже ниже), чем спокойная беседа двух людей. Если микс отлично звучит на низкой громкости, то он будет звучать точно также и на высокой.
Плюс такой работы в том, что мои уши не «замыливаются», а я могу аккуратно и точно сводить в течение продолжительного времени. Чтобы понять, все ли сделано правильно, раз в час я сильно поднимаю громкость примерно на 20 секунд, чтобы убедиться, что верх и низ трека звучит должным образом, а я не ошибся с эквализацией.
Здесь нужно отметить один важный момент. Если после эквализации дорожек (баса или тарелок) вы беретесь за компрессию, то работа компрессора негативно повлияет на любые подъемы частот, сделав их более явными. Старайтесь в цепи обработки располагать компрессор до эквалайзера.