Майкл Купер — американский музыкант, звукорежиссер и саунд-продюсер, чей опыт насчитывает более 30 лет работы за консолями в лучших студиях мира. В разное время Майкл работал с телеканалом ABC, помогал издательству Simon & Schuster в запуске аудиокнижного направления, сотрудничал с голливудским актером Уильямом Хёртом, а также давал мастер-классы и читал лекции об основах музыки и музыкальных технологий в Университете Орегона.
В музыкальной индустрии Купер также известен как профессиональный консультант и автор различных методик работы со звуком. В течение последних 20 лет звукорежиссер в качестве выпускающего редактора сотрудничает с журналом «Mix Magazine», а его статьи и заметки публикуются в журналах WIRED, Electronic Musician, Keyboard, AudioMedia и других.
В 2007 году для журнала «Electronic Musician» Майкл Купер написал статью о 12 распространенных ошибках при сведении музыки, их причинах и способах решения. Несмотря на давность публикации, материал Купера не потерял актуальности и будет полезен музыкантам и звукорежиссерам любого уровня. Редакция SAMESOUND.RU совместно с автором блога о музыке и звуке NEBULA Ильей Евсюковым приводит адаптированный и дополненный перевод статьи.
Как мастеринг-инженер я слушаю большое количество миксов, сделанных в разных студиях. Одни миксы звучат идеально, другие — нет. Но больше всего удивляет то, как часто записи страдают от одних и тех же ошибок. Хорошая новость в том, что этих ошибок можно избежать (или исправить их) за счет нескольких простых техник.
В этой статье я рассмотрю 12 распространенных ошибок при сведении и расскажу о методах их решения. Этот материал поможет тем, чьи миксы не могут раскрыться из-за нехватки панча, частоты и детализации; чей продакшн стал заложником динамического и частотного дисбаланса, а также тем, чьи треки не звучат также объемно, как композиции, на которые мы равняемся.
Вокруг цифровых аудиосистем сложилось мнение, что их звучание слишком резкое в отличие от аналоговых систем. В этом есть доля правды, но зачастую проблема резких и утомляющих миксов кроется в банальной нехватке опыта у звукорежиссера. Люди, работающие со звуком, делают излишние подъемы в области верхней середины и высоких частот на множестве дорожек.
Обычный сценарий: сведение делается на протяжении нескольких часов на высокой громкости, что уменьшает чувствительность ушей к высоким частотам. В какой-то момент нам кажется, что миксу не хватает высоких частот и, чтобы восполнить их нехватку, мы решаем поднять их в миксе.
На следующий день после сведения, когда слух полностью восстановился, песня звучит так, как будто кто скребет ногтями по стеклу. Вместо того, чтобы прибрать избыточные средние и высокие частоты, неопытные звукорежиссеры решают поднять низ, в надежде сделать звучание теплее и тем самым уравновесить баланс между всеми диапазонами частот.
Звучит, конечно, логично, но проблему резкого звучания не решает. Поднятие низа приведет к проблемам с фазой и образованию дополнительных пиков частот, еще сильнее разрушающих микс. Как итог — неприятное звучание наверху, переизбыток баса и уменьшение хэдрума (запаса громкости до цифровой перегрузки), которое не даст вывести громкость до нужных значений при мастеринге.
Другая причина резкого и неприятного звучания — избыточное наслоение инструментов в аранжировке и миксе, звучащих в одном частотном диапазоне. Вам правда нужны одновременно звучащие 13 дорожек электрогитары?
Каждый элемент микса, который не слышен в массе, но звучит одновременно с основными, усиливает определенную область частот, что на выходе приводит к резкому и утомляющему звучанию. Проблемы аранжировки не спасет даже большое количество эквализации.
Как решить проблему резкого звучания микса?
Для решения проблемы резкого звучания стоит заботиться о своих ушах. Работайте на комфортной (низкой) громкости и не давайте ушам уставать слишком сильно. Звукорежиссер должен отчетливо понимать, когда для достижения ясности звучания лучше убрать низкие частоты, а когда поднять середину или верх. В дополнение к этому, нужно всегда держать в уме главное правило эквализации: по мере возможностей частоты лучше опускать, чем поднимать.
Если же проблема резкого звучания кроется в большом количестве инструментов в одном частотном диапазоне, то звукорежиссер должен уметь определить момент, когда стоит понизить громкость одного из инструментов для смягчения общего звучания микса.