Майкл Купер — американский музыкант, звукорежиссер и саунд-продюсер, чей опыт насчитывает более 30 лет работы за консолями в лучших студиях мира. В разное время Майкл работал с телеканалом ABC, помогал издательству Simon & Schuster в запуске аудиокнижного направления, сотрудничал с голливудским актером Уильямом Хёртом, а также давал мастер-классы и читал лекции об основах музыки и музыкальных технологий в Университете Орегона.
В музыкальной индустрии Купер также известен как профессиональный консультант и автор различных методик работы со звуком. В течение последних 20 лет звукорежиссер в качестве выпускающего редактора сотрудничает с журналом «Mix Magazine», а его статьи и заметки публикуются в журналах WIRED, Electronic Musician, Keyboard, AudioMedia и других.
В 2007 году для журнала «Electronic Musician» Майкл Купер написал статью о 12 распространенных ошибках при сведении музыки, их причинах и способах решения. Несмотря на давность публикации, материал Купера не потерял актуальности и будет полезен музыкантам и звукорежиссерам любого уровня. Редакция SAMESOUND.RU совместно с автором блога о музыке и звуке NEBULA Ильей Евсюковым приводит адаптированный и дополненный перевод статьи.
Как мастеринг-инженер я слушаю большое количество миксов, сделанных в разных студиях. Одни миксы звучат идеально, другие — нет. Но больше всего удивляет то, как часто записи страдают от одних и тех же ошибок. Хорошая новость в том, что этих ошибок можно избежать (или исправить их) за счет нескольких простых техник.
В этой статье я рассмотрю 12 распространенных ошибок при сведении и расскажу о методах их решения. Этот материал поможет тем, чьи миксы не могут раскрыться из-за нехватки панча, частоты и детализации; чей продакшн стал заложником динамического и частотного дисбаланса, а также тем, чьи треки не звучат также объемно, как композиции, на которые мы равняемся.
Основной вокал сильно зависит от компрессии, позволяющей ему прорезаться сквозь остальные инструменты и найти себе место в миксе. Компрессия ограничивает динамический диапазон таким образом, что разница между тихими и громкими фразами практически пропадает.
Проблема в том, что при работе с динамичным вокалом сложно добиться агрессивной компрессии не повлияв на тембр, глубину и нюансы звучания. Если компрессия уже наложена на вокал должным образом, а он все равно выбивается из микса, исправить сложившуюся ситуацию можно несколькими способами.
Для начала стоит прибегнуть к серийной компрессии. Используйте в цепи эффектов несколько компрессоров подряд, настроив их по-разному: каждый компрессор должен «жать» звук по-своему. К примеру, можно настроить компрессоры таким образом, чтобы один из них не реагировал на пики вокала во избежание перекомпрессии и для сохранения тембра и нюансов исполнения, а второй выступал в роли пик-лимитера, не вмешивающегося в основной динамический диапазон голоса.
Пусть первый компрессор реагирует только на резкие пики сигнала за счет малого времени атаки и восстановления, и высокого порога срабатывания. Второй настройте так, чтобы он давал панч и подчеркивал динамику: выставите порог срабатывания ниже, чем у первого компрессора, а атаку и релиз настройте на слух.
Помимо проверенной годами техники серийной компрессии, попробуйте более мощный и элегантный способ Роджера Николса. Разработка его компании — Dynam-izer — разделяет динамический диапазон на 4 автономных зоны срабатывания, представляя собой некое подобие многополосного компрессора. Каждому диапазону присваиваются индивидуальные значения атаки, времени восстановления и степени сжатия, а прибор реагирует только на громкость входного сигнала.
Динамайзер можно использовать как экспандер (расширитель динамического диапазона). С его помощью можно расширить диапазон самых тихих вокальных фраз, мягко скомпрессировать громкие участки и сильно зажать резкие пики сигнала.
Несмотря на продвинутые техники компрессии вокала, временами встречаются ситуации, в которых они бессильны. В таких случаях рекомендуется вручную прописать автоматизацию громкости голоса на протяжении всей песни. Иногда некоторые фразы проваливаются в миксе из-за нехватки частот в районе верхней середины, отвечающей за разборчивость — такие подъемы также можно автоматизировать силами цифровой рабочей станции.
Не бойтесь использовать любые приемы, которые сделают вокал в песне совершенным. В некоторых моих миксах очень много автоматизации и компрессии на вокале.