Майкл Купер — американский музыкант, звукорежиссер и саунд-продюсер, чей опыт насчитывает более 30 лет работы за консолями в лучших студиях мира. В разное время Майкл работал с телеканалом ABC, помогал издательству Simon & Schuster в запуске аудиокнижного направления, сотрудничал с голливудским актером Уильямом Хёртом, а также давал мастер-классы и читал лекции об основах музыки и музыкальных технологий в Университете Орегона.
В музыкальной индустрии Купер также известен как профессиональный консультант и автор различных методик работы со звуком. В течение последних 20 лет звукорежиссер в качестве выпускающего редактора сотрудничает с журналом «Mix Magazine», а его статьи и заметки публикуются в журналах WIRED, Electronic Musician, Keyboard, AudioMedia и других.
В 2007 году для журнала «Electronic Musician» Майкл Купер написал статью о 12 распространенных ошибках при сведении музыки, их причинах и способах решения. Несмотря на давность публикации, материал Купера не потерял актуальности и будет полезен музыкантам и звукорежиссерам любого уровня. Редакция SAMESOUND.RU совместно с автором блога о музыке и звуке NEBULA Ильей Евсюковым приводит адаптированный и дополненный перевод статьи.
Как мастеринг-инженер я слушаю большое количество миксов, сделанных в разных студиях. Одни миксы звучат идеально, другие — нет. Но больше всего удивляет то, как часто записи страдают от одних и тех же ошибок. Хорошая новость в том, что этих ошибок можно избежать (или исправить их) за счет нескольких простых техник.
В этой статье я рассмотрю 12 распространенных ошибок при сведении и расскажу о методах их решения. Этот материал поможет тем, чьи миксы не могут раскрыться из-за нехватки панча, частоты и детализации; чей продакшн стал заложником динамического и частотного дисбаланса, а также тем, чьи треки не звучат также объемно, как композиции, на которые мы равняемся.
Вы думаете, что сделали идеальный микс, но после прослушивания на стереосистеме друга поняли, что вокал звучит слишком громко, выбиваясь из микса вперед, или слишком тихо, утопая в реве гитар. Подобная история случалась с каждым из нас, но не все понимают, почему так произошло.
Найти идеальную громкость дорожки вокала трудно. Баланс между голосом и инструментами всегда отличается при прослушивании на разных мониторах. Лично мне помогает прослушивание микса и вокала на дополнительной паре мониторов, у которых прибраны или практически отсутствуют низкие частоты (см. модели Avant Electronics Avantone MixCubes или снятые с производства Yamaha NS-10M Studio). Когда я слушаю материал на них, то низкие частоты не маскируют основной вокал, позволяя объективно оценить его громкость на фоне остальных инструментов в миксе.
Если у вас только одна пара мониторов и сабвуфер, то выключите вуфер на время настройки громкости вокала. Обязательно слушайте микс на очень низкой громкости, чтобы эффект Флэтчера-Мэнсона уменьшил восприятие низов и середины. Все вместе это позволит услышать только средние частоты, в которых обычно и находится вокал.
Запись вокала дома: 7 советов для достижения лучшего результата
Другой эффективной методикой во время работы с вокалом станет плавное уменьшение громкости мониторов вплоть до полной тишины. Суть в том, что правильно настроенный вокал при уменьшении громкости источника звука исчезает вместе с остальными инструментами, при этом оставаясь последним различимым звуком в миксе. Если же при снижении уровня громкости вокал продолжает «бежать впереди паровоза», то стоит понизить его уровень в миксе.
Объективно оценить уровень громкости основного вокала можно при помощи установки на мастер-шине эквалайзера, срезающего низкие частоты и нижнюю середину (до 250 Гц). Это позволит сымитировать способ с мониторами Yamaha NS-10M и MixCubes. Можно пойти еще дальше и скачать импульс NS-10M, загрузить его в любой импульсный ревербератор на мастер-шине, и сравнить баланс микса.
Не забывайте, что в некоторых стилях музыки вокал принято делать вокал громче, чем обычно. К примеру, музыка в стиле кантри использует более громкий вокал, нежели рок-музыка.