Майкл Купер — американский музыкант, звукорежиссер и саунд-продюсер, чей опыт насчитывает более 30 лет работы за консолями в лучших студиях мира. В разное время Майкл работал с телеканалом ABC, помогал издательству Simon & Schuster в запуске аудиокнижного направления, сотрудничал с голливудским актером Уильямом Хёртом, а также давал мастер-классы и читал лекции об основах музыки и музыкальных технологий в Университете Орегона.
В музыкальной индустрии Купер также известен как профессиональный консультант и автор различных методик работы со звуком. В течение последних 20 лет звукорежиссер в качестве выпускающего редактора сотрудничает с журналом «Mix Magazine», а его статьи и заметки публикуются в журналах WIRED, Electronic Musician, Keyboard, AudioMedia и других.
В 2007 году для журнала «Electronic Musician» Майкл Купер написал статью о 12 распространенных ошибках при сведении музыки, их причинах и способах решения. Несмотря на давность публикации, материал Купера не потерял актуальности и будет полезен музыкантам и звукорежиссерам любого уровня. Редакция SAMESOUND.RU совместно с автором блога о музыке и звуке NEBULA Ильей Евсюковым приводит адаптированный и дополненный перевод статьи.
Как мастеринг-инженер я слушаю большое количество миксов, сделанных в разных студиях. Одни миксы звучат идеально, другие — нет. Но больше всего удивляет то, как часто записи страдают от одних и тех же ошибок. Хорошая новость в том, что этих ошибок можно избежать (или исправить их) за счет нескольких простых техник.
В этой статье я рассмотрю 12 распространенных ошибок при сведении и расскажу о методах их решения. Этот материал поможет тем, чьи миксы не могут раскрыться из-за нехватки панча, частоты и детализации; чей продакшн стал заложником динамического и частотного дисбаланса, а также тем, чьи треки не звучат также объемно, как композиции, на которые мы равняемся.
Предположим, что дорожки спанорамированы (см. Панорамирование музыки во время сведения) до упора, но микс все равно не звучит так широко, как хотелось бы. Что же не так со стереокартиной?
Спанорамированные до упора дорожки могут содержать слишком много низкочастотной информации. Низкие частоты сужают стереообраз микса и мешают слуху определить точное расположение звука по нескольким причинам:
- Низкие частоты всенаправлены;
- Низкие частоты обладают самой большой длиной звуковой волны;
- Низкие частоты достигают слушателя с минимальной разницей по фазе.
С точки зрения стереополя, спанорамированные до упора влево и вправо дорожки — самые явные и направленные источники звука в миксе. Чем больше низкочастотной информации содержится в инструментах слева и справа, тем ближе их позиция смещается к центру, и наоборот, чем меньше в дорожках низкочастотной информации, тем дальше их позиция от центра.
Универсального рецепта до какой частоты нужно срезать низ у инструментов по сторонам не существует. Смысл в том, что чем ниже частота, тем более всенаправленным становится звук, а чем больше низко- и среднечастотной информации содержится в инструментах слева и справа, тем сильнее они сдвигаются к центру стереокартины.
Для того, чтобы сделать звучание шире, попробуйте срезать ненужные средние и низкие частоты у инструментов по сторонам. Чтобы еще больше расширить стереообраз, спанорамируйте дорожки с большим количеством высокочастотной информации (тарелки, шейкеры, пикколо) до упора влево и вправо.
Если проделанные действия не приведут к желаемому результату, то добиться широты звучания можно с помощью расширителей стереобазы — плагинов Waves S1 Stereo Shuffler или iZotope Multiband Stereo Imager (входит в состав комплекта iZotope Ozone). Использовать плагины нужно осторожно: применение таких обработок на множестве дорожек или всем миксе может замылить звук и привести к фазовым сдвигам.
Расширение звучания миксов: 7 простых способов сделать свои миксы шире и объемнее