Британский продюсер и диджей Оливер Джонс, известный под псевдонимом Skream, поделился мнением о переоценённости роли сведения в производстве современной электронной музыки. По словам музыканта, самостоятельное сведение отнимает слишком много времени, а отказ от него позволяет по-настоящему сфокусироваться на творчестве.
Взглядами на написание и самостоятельное сведение музыки Джонс поделился на своей странице в «X» (бывшем «Твиттере»). Публикация диджея вызвала бурное обсуждение среди других музыкантов и обычных слушателей, а также отметилась большим количеством просмотров и упоминаний в профильных СМИ и блогах.
По мнению Оливера Джонса, в начале карьеры он сознательно отказался от самостоятельного сведения собственной музыки, доверив этот процесс звукорежиссёрам. Продюсер отметил, что такое решение далось ему нелегко и было связано с дополнительными тратами на услуги стороннего специалиста, но в итоге принесло больше пользы, чем он мог подумать. В частности, отказ от сведения позволил ему сосредоточить всё внимание на творческих аспектах создании музыки.
В ту минуту, когда я перестал сводить свой материал, а я никогда не был в этом силён, я стал намного креативнее.
Оливер Джонс (Skream)
Поводом для подобного откровения стали новые треки электронного музыканта Fred Again, которые, по мнению, Джонса, с большой долей вероятности не были сведены самим Фредом Гибсоном (настоящее имя Fred Again). Джонс отметил, что его предположение ни в коем случае не является критикой чьей-либо работы, а сам он не видит в этом ничего плохого.
Продолжая мысль, Джонс намекнул, что каждый должен заниматься своим делом. «[Продюсер] Artwork однажды спросил меня: «Если бы у тебя протекла крыша в доме, ты бы смог её починить самостоятельно?», — поделился воспоминанием музыкант. — «Я ответил ему, что не смог бы, на что услышал от него: „Вот именно“».
Продюсер заметил, что люди не понимают разницы между работой с внештатным звукорежиссёром и продюсером, полагая, что эти два человека равноценны. Музыканты обращаются к звукорежиссёру со своей музыкой, чтобы он помог ей звучать лучше, в то время как к продюсерам обращаются за написанием всей композиции, считает Джонс.
Когда ты существуешь в мире драм-н-бейса, тебе нужна некоторая идентичность музыки, выделяющая тебя на фоне остальных. Я делал риффы и звуки в своих треках ещё более выделяющимися, чтобы попытаться скрыть тот факт, что я нихрена не могу свести свой микс.
Оливер Джонс (Skream)
Несмотря на то, что в большинстве ответов пользователи соглашались с Джонсом, пользователь Твиттера (X) с ником IBEX отметил, что считает, что «идентичность музыки» определяется множеством других факторов, а потому не понимает, как она может быть связана со сведением. По мнению пользователя, помощь звукорежиссёра в сведении напоминает ему ситуацию, когда один художник просит другого «закрасить его произведения искусства», чтобы они выглядели лучше.
Дальнейшая дискуссия перешла в обсуждение авторства музыки и особенностей её создания: комментаторы отмечали, что при распределении ролей, о котором говорит Джонс, становится непонятно, кто именно является автором композиции — звукорежиссёр, сам музыкант или кто-то ещё. В ответ на это Джонс уточнил, что звукорежиссёр «всего лишь улучшает музыку, предоставленную ему продюсером или музыкантом, но не меняет то, что уже придумано».
Участники дискуссии согласились с точкой зрения Джонса, а некоторые из них отметили, что сведение музыки — это отдельная дисциплина, требующая иного набора навыков по сравнению с написанием или общим продюсированием. Так, например, пользователь с ником Ben Chazley напомнил комментатором, что «сведение или мастеринг нельзя сравнивать с написанием музыки», а заодно заметил, что «продюсер не всегда является звукорежиссёром».
Чёрт возьми, неужели кто-то на самом деле хочет самостоятельно сводить свою музыку? Лучшего способа начать ненавидеть и непреднамеренно убить своё творчество не найти. Я же «творец», а не учёный!
Bondisoffgrid, пользователь Твиттера
Ряд комментаторов отметил, что по какой-то причине в мире электронной музыки от исполнителей ждут, что они «всё делают сами», считая, что только так и должно быть. В то же время в других музыкальных жанрах подобного отношения к музыкантам не наблюдается: к примеру, в роке или поп-музыке никто не обращает внимания на то, сделал ли музыкант всю работу сам, или обратился к звукорежиссёрам на студии.
Развивая дискуссию, пользователь Stephen Disario предположил, что сведение вполне может быть частью творческого процесса, однако уделять этому слишком большое внимание не следует. «Многие прекрасные треки отличаются супер-сырыми миксами, и это тоже придаёт им определённый шарм», — отметил он. — «Не уверен, что они бы звучали так же классно, если бы их свёл профессионал».
Мнение Stephen Disario предполагает рассмотрение сведения как творческой и технической дисциплины одновременно: принимаемые во время сведения решения могут существенно повлиять на музыкальную индивидуальность трека. Тем не менее позиция Оливера Джонса так же имеет право на жизнь: если делегирование сведения помогает улучшить звучание созданной музыки, то оно совершенно оправданно и не преуменьшает роль музыканта или продюсера.
ПИШЕМ, СВОДИМ ИЛИ ПИШЕМ-СВОДИМ🤔
Комментируя дискуссию, авторы издания MusicRadar отметили, что музыка предполагает сотрудничество, а значит, музыканты вольны поступать так, как считают нужным. Все утверждения о том, что музыканты обязаны самостоятельно сводить свои композиции, не имеют смысла, а любой, кто настаивает на этом, «вероятно, больше озадачен раздуванием собственного эго, чем написанием по-настоящему интересной музыки».