Звукорежиссёр Илья Евсюков на странице в социальной сети «ВКонтакте» рассказал о своём опыте использования различных лимитеров при сведении и мастеринге музыки. По словам Ильи, популярный iZotope Ozone, при всех его плюсах, хорош далеко не для всех треков, поэтому он стал пробовать другие лимитеры, которые бы идеально подошли для финализации треков.
Я тестировал много различных лимитеров и за годы любимчики менялись. Долгое время при мастеринге пользовался максимайзером iZotope Ozone — он всегда прекрасно справлялся со своей задачей. Максимайзером пользуюсь и сейчас, хотя значительно реже прежнего: в последних версиях особенно хороши режимы Transient и Modern, жмётся всё отлично, но слишком стерильно. Сложно сказать плюс это или минус: в одних ситуациях такая чистота бесспорно нужна, в других только мешает.
В продукте iZotope смущают две вещи. Во-первых, в нём не так много параметров, которыми можно настроить работу плагина. Во-вторых, на фоне конкурентов максимайзер Озона тиховат — явно предназначен для аккуратного мастеринга. Громкость стала совсем опциональной историей — в той же танцевальной и электронной музыке тяжело сделать громкость ниже той, на которой играют диджеи, использующие для сетов одинаково громкие треки.

Долгое время пользовался A.O.M Factory Invisible Limiter, но по своей сути плагин нельзя назвать лимитером — прибор просто клиппирует сигнал до нужного уровня (могу ошибаться, но кажется, что это именно так). Прозрачным его тоже не назовёшь, в звук Invisible Limiter вмешивается достаточно сильно. Опять-таки, настроек не так много. В общем, для постоянной работы лимитёр не подошёл.
В итоге самым любимым плагином для финализации треков стал FabFilter Pro-L 2. Режимов работы несколько (и они все огонь!), звучать плагин может как очень незаметно (в режимах Transparent, Bus, Safe), так и серьёзно накачивая материал (режимы Punchy и Modern просто топ!). Работает всё просто чудесно, да и настроек более чем достаточно. Хотя здесь появились определённые сложности: из-за богатства параметров подружить их между собой получается не всегда — иногда мне тяжеловато правильно выставить Lookahead в сочетании с атакой и релизом. В остальном плагин — настоящий зверь, который уделывает все аналогичные приборы на мастеринге и успешно заменяет их.

При работе с Pro-L 2 нужно обязательно выбрать подходящий для вас алгоритм настройки. Я сначала поднимаю гейн, чтобы выжать ту громкость, которая мне нужна (по измерителям и на слух, сравнивая с референсами). Затем выбираю подходящий режим, включаю True Peak, ставлю Output, включаю оверсэмплинг и дизеринг. После этого опускаю атаку и спад на минимум и по очереди настраиваю их так, чтобы материал не потерял транзиенты, а работа лимитера была по возможности незаметной.
А какой лимитер и максимайзер используете вы и почему? Поделитесь своим опытом в комментариях!
Only & Forever — Weiss MM-1 Mastering Maximizer.
friend like Flatline https://www.submissionaudio.com/products/flatline
А я вседа при знакомстве с овыи плагиами проверяю их на нелинейные искажения, шум , фазовые сдвиги и т.д. Чего вам советую. Озоновский лимитер чистотой не отличался ((( Поэтому отказался от него практически сразу !
А какие зарекомендовали себя?
Смотрел различные тесты лимитеров. Многие перешли на T-Racks Stealh в связи с тем, что когда захлебываются другие лимитеры, искажая звук — Stealh еще удерживает не искаженный звук. Недавно перешел на него. До этого пользовался AOM INVISIBLE, затем от IZOTOP.
Slate Digital FG-X. Зачастую он начинает клиповать раньше, нежели другие популярные лимитеры, но, возможно, лучше всех сохраняет транзиенты. Присутствует панч и резкость. По субъективным ощущениям, в сравнении с ним, прочие лимитеры звучат слишком прозрачно и мыльно.
А он отдельно продается или только по подписке на весь комплект плагинов слейт?
отдельно тоже
Так есть же aom invisible limiter g2. И его можно назвать полноценным максимайзером, в отличие от обычной версии. По мне так он очень круто разгоняет треки и почти не заметно работает. Во всяком случае я не слышу так называемый «кирпич» эффект, как у многих. Pro-L крутой плагин, но у меня так и не получилось настроить его так, чтобы он не мылил атаки и транзиенты. Возможно, чисто субъективно этот прибор мне не нравится.