В сравнении с серединой 2000-х годов, современные продюсеры страдают от слишком богатого выбора доступного им стаффа. Многие начинающие и опытные музыканты верят, что решение их проблем в миксах в том, чтобы наращивать свой инструментарий. Больше плагинов, больше сэмплов, больше синтезаторов, больше оборудования, больше того, больше сего и так до тех пор, пока Синдром приобретения оборудования не загубит главное — музыку.
Хитрость в том, что свобода творчества — в ограничениях. Перестав распыляться на новые плагины и попытки понять их устройство, вы освободите кучу времени для более важных вещей. Например, изучения тех плагинов, что у вас уже есть.
Цель этого текста не в том, чтобы показать преимущества плагинов FabFilter, а в том, чтобы продемонстрировать простую вещь: глубокое знание возможностей своего инструментария позволяет добиваться большего. Покупать каждую выходящую VST-новинку легко, но в реальности для максимально качественного результата в студии необходимо всего несколько плагинов, возможности которых вы хорошо знаете.
При сведении музыки важно не то, какими плагинами вы пользуетесь, а то, как именно вы ими пользуетесь.
Вне зависимости от того, в какой DAW вы сводите музыку, плагины FabFilter — полезный инструмент в арсенале любого музыканта. Коллекция FabFilter предлагает целую линейку инструментов для обработки аудио, возможности которых несколько шире, чем кажется на первый взгляд.
Разработчики выпускают две серии инструментов: Pro и Creative. Первая состоит из эквалайзера Pro-Q 2, компрессоров Pro-C и Pro-MB, экспандера/гейта Pro-G, де-эссера Pro-DS, лимитера Pro-L и. Вторая предлагает дисторшн Saturn, многофункциональный фильтр Volcano и дилэй Timeless. Каждый из плагинов обладает рядом функций, упрощающих работу музыкантов при сведении музыки.
Универсальный мониторинг
Все плагины линейки Pro обладают простым и понятным интерфейсом. Вся серия оснащается функцией визуального мониторинга, которая отображает поступающий на плагины сигнал. С ее помощью можно наглядно посмотреть, как выглядит звук инструмента и какие проблемы присутствуют в сигнале. Это, в свою очередь, поможет принять правильные решения при сведении.
Плагины различных разработчиков могут визуализировать сигнал по-своему, в зависимости от представлений создателей о наглядности. По этой причине возможны ситуации, когда в эквалайзере сигнал выглядит не так, как в компрессоре. Инструменты FabFilter лишены этого недостатка, так как отображают информацию всегда одинаково (это удобно в том случае, если вы пользуетесь только разработками FabFilter при сведении).
Некоторые из плагинов Pro также поддерживают работу в полноэкранном режиме. К примеру, нажатие специальной кнопки в правом верхнем углу эквалайзера Pro-Q 2 разворачивает плагин на весь экран, что упрощает работу на экранах любого разрешения. К тому же полноэкранный режим станет настоящим спасением в случаях, когда нужно внести очень точные и аккуратные правки в сигнал.
Отдельно стоит отметить функцию Piano Display, добавленную разработчиками в Pro-Q 2. Клавиатура фортепиано, отображаемая на экране при работе с этой функцией, позволяет добавлять или убирать частоты в соответствии с тональностью трека. Так, можно усилить частоты в районе нижнего низа у бочки в рамках тональности, чтобы сделать кик мощнее в миксе.
Простой и расширенный режим работы
Практически каждый плагин FabFilter оснащается секцией скрытых возможностей обработки сигнала, вызываемых при переводе плагина в режим эксперта. После перехода в продвинутый режим, пользователям открывается доступ к Mid-Side обработке, сайдчейну и другим возможностям.
В эквалайзере Pro-Q 2 при работе с сайдчейном можно визуализировать оба поступающих на обработку сигнала. Это настоящий подарок всем музыкантам. Представьте, что вы хотите разделить в миксе бочку и бас или вокал и гитару. Тем не менее в большинстве эквалайзеров перед вами отображается информация только об одном сигнале, из-за чего приходится постоянно переключаться между разными плагинами и дорожкам, чтобы посмотреть на результаты внесенных изменений.
За всеми изменениями в простом или расширенном режиме следит функция автоматической подстройки гейна, которая компенсирует усиления или ослабления сигналов при их обработке. Благодаря этому, громкость сигнала не меняется при обработке и всегда остается одинаковой, что позволяет слышать не усиление или ослабление сигнала, а только результаты обработки. Такая возможность минимизирует неприятный эффект, открытый Флэтчером и Мэнсоном, заключающийся в том, что более громкие сигналы кажутся нам лучше и качественнее (что далеко не так).
Обработка в режиме Mid-Side (M-S)
Почти все Pro-плагины могут работать с сигналом в режиме Mid-Side. При Mid-Side (M-S) обработке сигнал разделяется на центральный (Mid) и боковой (Side) каналы. Благодаря этому можно комплексно обрабатывать разные диапазоны частот или помещать эквалайзер и компрессор на разные каналы для одного инструмента.
Mid-Side обработка разбивает сигнал на два канала: центр (Mid) и окружение (Side). В Mid-канал попадают аудиоданные, которые звучат в левом и правом канале одновременно: например, это могут быть бас-бочка, снейр, бас, основной вокал. В свою очередь, в Side-канал отправляются все остальные элементы микса: пэды, гитары, бэк-вокал или даже хвосты реверберации. Благодаря такому разделению звукорежиссер может как бы панорамировать эквалайзером элементы микса и придавать треку более объемное и широкое звучание.
Пример аудиотрека с M-S эквализацией
Все плагины FabFilter оснащены функцией MIDI Learn. С ее помощью музыкант может привязать MIDI-дорожки или MIDI-события к какому-либо регулятору плагина. Например, можно настроить плагины так, чтобы ручка Feedback подстраивалась при появлении в MIDI-треке определенного события или даже ноты.
Пример назначения параметра Feedback функции MIDI Learn