Некоторое время назад мы выпустили кавер на песню группы Кино «Мама, мы все тяжело больны». Первая цель, которую мы преследовали этим роликом, продемонстрировать, что многие отечественные песни по своей сути ничем не хуже западной музыки. Проблема здесь в том, что им не хватает более интересных аранжировок. Чтобы нагляднее донести эту мысль, мы выбрали с десяток песен и стали искать параллели: кто бы из зарубежных групп мог спеть тот или иной трек, какая стилистика подошла бы композициям?
Так собралось несколько комбинаций треков, исполнителей и жанров: например, песню «Каскадеры» группы Земляне могли бы успешно и интересно исполнить Lordi, треки популярного нынче Алексеев хорошо бы звучали в репертуаре Poets Of The Fall, а позднему Цою, времен Группы Крови, прекрасно подходит стилистика синтвейва. Собственно, на Цое и остановились для нашего эксперимента.
Вторая цель была проще: показать, что качественные треки можно записать дома на том оборудовании, что вам доступно — здесь помогут всевозможные плагины и библиотеки сэмплов. В конце концов, содержание часто побеждает качество: примеров того, когда сделанные на коленке дрова выходили в топ — масса. Чтобы донести свои идеи до слушателя не нужны дорогие студии, команда продюсеров и авторов — все можно сделать дома.
Конечно, тут мы лукавим — многое зависит от конечных целей: если вы собираетесь звучать из каждого утюга и хотите записать стопроцентный радиохит, то без хорошей студии и команды помощников и руководителей не обойтись. Но опять-таки, наша идея в другом — донести свои идеи до слушателей в максимально возможном качестве, и судя по получившемуся результату, это более чем возможно. По крайней мере звучать все будет вполне достойно.
Сразу оговоримся по самому каверу и нашей идее. Во-первых, мы не профессиональные вокалисты или звукорежиссеры уровня Криса Лорд-Элджи. Мы спродюсировали трек своими силами и сделали все на том оборудовании, что было у нас в наличии.
Собственно, во всем этом безобразии участвовала MIDI-клавиатура Arturia MiniLab mkII, аудиоинтерфейс Audient iD14, микрофон sE Electronics SE2200 и DAW Logic Pro X. Но это все не важно: примерно того же результата можно добиться в любой DAW, на любой платформе, с любой картой и почти любым микрофоном. Было бы желание.
Во-вторых, рассказывать обо всем мы будем максимально просто и даже кондово — идея в том, чтобы вы поняли зачем и что было сделано. Кидаться в нас какашками, говорить о том, что наши методы какие-то тупые кривые и тупые, а также поносить вокально-инструментальные навыки можно в комментариях. Всё равно сути идеи это не изменит — мы собираемся показать, что любой музыкант, горящий желанием высказаться и донести свою идею до публики (пусть и в жанре синтвейв или синти-поп), с любым уровнем оснащения и опыта работы и исполнения, может сесть и сделать трек.
Итак, поехали творить.
ДОПОЛНЯЕМЫЙ МАТЕРИАЛ
По мере готовности новых видеороликов, мы будем дополнять этот материал как самими видео, так и текстовыми пояснениями и скриншотами. После выхода всех видео, статья примет вид объёмного руководства по продюсированию синтвейва.
Как писать синтвейв: видеоверсия
Обзор проекта, создание кика и снейра
Хай-хэт, эффекты, тома и шина ударных
Сэмплы
кик и снейр Тома, хэт, хлопки, крэш
Снова сэмплы, только в этот раз работа шла с инструментом для стандартного сэмплера Logic Pro X EXS24. Для создания томов мы скачали набор ретро-сэмплов SC-40, состоящий из типовых звуков томов 1980-х. Выбор вариантов звучания большой, поэтому мы подобрали те сэмплы, которые лучше всего вписались в аранжировку.
Особое внимание уделили расположению томов в пространстве. Каждый из 5 используемых нами звуков был зафиксирован в определённой точке на панораме соответствующим регулятором. Этот момент важен при работе с томами, в противном случае все звуки будут лупить слушателя между ушей.
[ai_playlist id=»108903″]
Традиционно отправили тома на шину ударных, а на саму дорожку повесили эквалайзер Waves REQ 4. Цель использования эквалайзера — убрать весь гул и лишний низ из звука томов. В миксе низкие частоты принадлежат бочке (кику) и басу, поэтому томам там делать нечего. Звучание томов должно стать адекватно плоским, но и не превратиться в размазанный по миксу тонкий блин.
В первую очередь мы отфильтровали низ (если это можно назвать фильтрацией) — нацелили эквалайзер на 89 Гц и ослабили этот диапазон на. Следом ослабили частоты в районе 150-160 Гц, чтобы в сигнале появилась дополнительная плоскость и нужное нам ощущение «хруста». Обработка частот до 160 Гц устранила характерный бум, хорошо узнаваемый басовитый гул томов. Так мы убрали основное тело звука, которое бы при обработке реверберацией моментально превратило бы драм-машину в неразборчивую кашу.
Затем сигнал усилился в районе 750 Гц на пару децибел — этим мы подчеркнули плоскость звука. После этого сделали усиление в области 9 кГц — высокие частоты добавили сигналу остроты и выделили его на общем фоне.
[ai_playlist id=»108905″]
Несмотря на эквализацию, тома всё равно звучат слишком плотно в миксе. Чтобы придать им более мягкое и размашистое звучание, на дорожку томов мы поместили ревербератор — стоковый Space Designer из состава Logic Pro X.
За основу обработки взяли один из пресетов со средней длительностью, которую немного увеличили. По желанию объём реверберации можно увеличить в зависимости от аранжировки и контекста, но нам показалось, что значения в 1,6 секунды вполне достаточно.
[ai_playlist id=»108908″]