Российская киноиндустрия остро нуждается в свежем звучании. Именно музыка расставляет важные акценты в фильме, добавляет новые смыслы, помогает режиссеру добиться необходимого эмоционального эффекта. Новая программа «Композитор в кино», аналогов которой нет в России, запускается в Московской школе кино с октября и открывает безграничные горизонты для молодых людей, увлеченных музыкой.
Кто такой композитор в кино?
Композитор в кино — это музыкант, рассказчик историй и человек-оркестр. Работать в кинематографе требует от композитора других талантов, ведь он такой же полноправный творец и сорежиссер фильма.
Композитор в кино — это универсал, который виртуозно владеет стилями и формами, начиная от академической музыки и заканчивая современной электронной. Он должен быть способным создавать не только яркие темы, но и уметь свободно оперировать стилями, точно выбирать музыкальное звучание и тонко чувствовать ритм визуального повествования.
Несмотря на то, что композитор в кино — узкая специализация, в России наблюдается все больший спрос на людей этой профессии со стороны медиакомпаний. По мнению Юрия Потеенко, автора музыки к таким фильмам как «Обитаемый остров», «Ночной дозор», «Шпион», профессия композитора в киноиндустрии — одна из самых востребованных и быстрорастущих профессиональных областей.
Какими навыками должен обладать человек, пишущий музыку к фильмам?
Юрий Потеенко отмечает, что от композитора требуется отличное знание музыкальных стилей, жанров и форм, а также особенностей современной кинодраматургии. Композитор в кино должен владеть современной оркестровкой, как в области живой музыки, так и в электронном формате.
От композитора, который берет большие серьезные проекты, требуются большие знания в области академической музыки, серьезная подготовка, предполагающая владение оркестровкой, инструментовкой. Но кроме этого необходимо понимать, что такое драматургия и что такое жанры, какие им свойственны закономерности.
Композитор, который работает для кино, должен обладать гораздо большим количеством знаний и умений, чем композитор, который для кино не пишет. Человек, пишущий для кино, должен владеть мастерством жанровой стилизации от народной песни до симфонии, от джаза до рок-музыки, должен разбираться в технических и технологических новшествах.
— Алексей Шелыгин (композитор фильмов «Бой с тенью», «Бригада», «Штрафбат»)
При этом важно иметь креативный дар, ведь композитор генерирует новые мысли и идеи, а значит должен уметь воплощать задуманное. Прижившийся в индустрии композитор находит свое место и работает или во многих жанрах, или в каком-то одном: пишет финальные песни и главные темы, занимается основным оформлением картины, или делает и то и другое сразу.
«Самое сложное в работе с композитором заключается в том, что ты должен доверить человеку большой пласт работы», — считает продюсер, директор департамента ТВ и кинопроизводства The Walt Disney Company Владимир Верещагин. — «А значит, этот человек должен быть абсолютно ответственным и готовым к долгому производственному процессу. Иногда все происходит быстро, но иногда все создается долгим мучительным подбиранием. Не все к этому готовы».
Где может работать композитор и сколько он зарабатывает?
Люди, закончившие курс «Композитор в кино» Московской школы кино, востребованы в киноиндустрии, на телевидении, в рекламе и индустрии компьютерных игр.
В среднем, за один фильм композитор получает около 1 000 000 ₽ и около 200 000 ₽ за рекламный ролик.
Нужно ли учиться, чтобы писать музыку к фильмам?
Появление инновационных технологий производства видео- и аудиоконтента ставит перед композитором задачу новых способов создания, редактирования и записи музыки, а этому нужно учиться.
Композитор должен уметь работать не только с музыкальными программами и библиотеками, но и со сценарием фильма, сериала или ТВ-программы. Разработать музыкальную концепцию проекта, скорректировать музыку под творческие задачи и интегрировать свои задумки в аудиовизуальное произведение — не простое занятие, справиться с которым под силу только образованному музыканту.
При этом музыкант должен знать историю кино, особенности киноязыка. Изучение музыкальных решений, жанровых особенностей фильмов, подходов к драматургии так же важно, как и умение работать с нотными редакторами и современной аппаратурой.
Где учат профессии «Композитор в кино»?
Первым местом в России, где серьезно подошли к вопросу обучения композиторов для кино, стала Московская школа кино, празднующая в 2017 году свое пятилетие. У программы, подготовленной в Московской школе кино, нет аналогов, так как другие профессиональные учебные заведения не учат этому.
Главная цель программы обучения — помочь студентам найти свое место в профессиональной жизни и успешно заниматься практической музыкальной деятельностью, быть востребованными в качестве композитора, оркестровщика, аранжировщика. Студент сразу же, в процессе обучения, формирует портфолио из работ разных жанров и форматов — проходя весь путь от знакомства с идеей будущего произведения до создания саундтрека в виде дипломной работы (музыка для кинофильма, анимационного фильма, рекламы, сериала, документальной программы).
Как проходит обучение?
Первый семестр посвящен теории и гармонии музыки, развитию общего понимания профессии композитора и специфики работы в разных форматах и жанрах. Кроме того, студенты проходят курс по истории кинематографа, изучают его развитие, различные стили и направления, основные фильмы и фигуры, получают инструменты анализа фильма.
Практический блок включает работу в программе Cubase, использование музыкальной библиотеки и нотного редактора. Студенты проходят курс по аранжировке и музыкальному редактированию, изучают современную оркестровку. Практика, практика и еще раз практика – вот главная особенность программы «Композитор в кино».
Школа дает доступ к очень большой ресурсной базе: своя техника ‒ это очень важно, потому что студенты отрабатывают теорию тут же, на практике в классе, оснащенном звуковым оборудованием индустриального стандарта и всеми необходимыми программами. Партнеры Школы – ведущие производители оборудования и программного обеспечения, это лучшие из лучших — Roland, Sennheiser, Yamaha, Appolomusic и многие другие. Помимо постоянных совместных проектов с учащимися других программ, студенты-композиторы, конечно же, будут работать над музыкой к реальным проектам — мне близок этот индустриальный подход к образованию, который практикуется в Московской школе кино.
Кто преподает в Московской школе кино?
ЮРИЙ ПОТЕЕНКО. Написал музыку более чем к 70 кинофильмам. В том числе «Ночной Дозор», «Дневной Дозор», «Ленинград», «Обитаемый остров», «Ирония судьбы. Продолжение», «Поддубный». Помимо российских, работал с кинокомпаниями «UNIVERSAL», «DISNEY», «WARNER BROTHERS».
АЛЕКСЕЙ ШЕЛЫГИН. Написал музыку более чем к 140 фильмам и сериалам. Среди наиболее известных работ кинокартины «Небо в алмазах», «Небо, самолёт, девушка», «Бой с тенью 1,2» и сериалы «Бригада», «Штрафбат», «Глухарь» и другие. Лауреат Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен», премии «Ника».
ДМИТРИЙ СЕЛИПАНОВ. Автор музыки более чем к 15 художественным и документальным фильмам. Обладатель ТЭФИ 2015 (номинация «Документальный Проект» за фильм «Бродский не поэт»). Входит в состав композиторов продакшен-компании «RedCola» (Лос Анджелес, США), занимающейся созданием музыки для трейлеров голливудских фильмов.
ИВАН УРЮПИН. Композитор, дирижер. Сотрудничает с кинокомпаниями: «Базелевс», «Централ партнершип», «Starmedia» и другими. Написал музыку к первому российскому полнометражному фильму в формате 3D «Белка и Стрелка». Автор междисциплинарных научных исследований и международных публикаций по теме воздействия музыки на мозговые процессы.
Как попасть в Московскую школу кино?
Для того, чтобы пройти обучение по курсу «Композитор в кино», нужно подать заявку и пройти собеседование.
Необходимым условием поступления на программу является знание нотной грамоты, основ теории музыки, а также владение навыками игры на музыкальных инструментах. Наличие документа об окончании музыкальной школы, а также портфолио не является обязательным требованием, но может стать преимуществом на собеседовании.
Частью вступительного испытания будет проверка музыкального слуха и чувства ритма. Также на собеседовании будет предложено задание на понимание соответствия аудио- и визуальной составляющей произведения.
Наличие портфолио ваших первых опытов записи звука или уже реализованных проектов в любой области звука не является обязательным условием при поступлении, но может стать дополнительным преимуществом.
Подать заявку на образовательную программу «Композитор в кино» прямо сейчас.