В современном мире успех в творчестве — будь то музыка, кино, литература или изобразительное искусство — зависит не только от таланта, но и от грамотной правовой защиты. Артисты, особенно на начальных этапах карьеры, часто не осознают, какие именно права у них есть «по умолчанию», а какие требуют дополнительных действий, включая регистрацию.
На мастер-классе «Артист как субъект/объект права: интеллектуальный разбор на „части тела“» эксперты подробно разобрали все нюансы защиты интеллектуальных прав, рассмотрев десятки практических кейсов, включая опыт Игоря Николаева, Димы Билана, Александра Розенбаума.
Мероприятие, организованное на площадке АКИ.Лаб, собрало музыкантов, артистов, продюсеров и юристов. Модератором выступила Дженнет Демидова, патентный поверенный РФ, руководитель частной практики IPJEN.NET, член квалификационной комиссии Роспатента, а специальным гостем стал Карен Мусаелян, патентный поверенный РФ, управляющий партнёр Patent.Lab.
Участники обсудили, как на практике защищать личный бренд и творческое наследие. Ниже — конспект прошедшего мероприятия в восьми пунктах.
1. Имя — не товар: почему псевдоним нельзя отобрать
Эксперты начали с фундаментального: каждый гражданин имеет право на имя, фамилию и отчество (ст. 19 ГК РФ). Это личное неимущественное право, которое охраняется автоматически, без необходимости какой-либо регистрации.
То же самое касается и псевдонима. «Если артист выступает под вымышленным именем, это не лишает его права на защиту этого псевдонима», — объяснила Дженнет Демидова. — «Такое право также является личным неимущественным, и неотчуждаемым — его нельзя передать, продать или отказаться от него». Именно поэтому в судебных спорах, где продюсеры пытались отобрать и/или запретить артистам использовать их сценические имена, суды часто вставали на сторону последних, признавая такие действия ничтожными.
2. Изображение и образ: что защищено, а что — нет
Изображение человека — его фотография, портрет, видеозапись — также охраняется по умолчанию. Статья 152.1 ГК РФ прямо запрещает использование чужого изображения без согласия. Однако есть исключения: если человек находится на публичном мероприятии, его изображение может использоваться без разрешения, особенно в информационных или образовательных целях. Тем не менее эксперты рекомендуют всё равно получать письменное согласие, особенно если речь идёт о коммерческих целях — это минимизирует риски.
«Важно понимать: в российском законодательстве не охраняется “образ” как таковой. Под образом подразумевается совокупность элементов — стиль одежды, причёска, манера речи, голос, поведение. В США, например, такие собирательные образы защищены и нарушение может повлечь серьёзные правовые последствия», — рассказала Дженнет Демидова.
В России же суды чаще встают на сторону пародистов. Например, создатели стикеров/эмодзи с образом Ждуна в социальной сети выиграли суд у правообладателя и его законных лицензиатов, несмотря на сходство, поскольку использовали образ в пародийном ключе. В то же время Леониду Якубовичу удалось защитить свой образ в настольной игре в суде от пародистов — суд учёл общий контекст и умысел на ассоциацию.
Особое внимание юристы посоветовали уделять использованию фотографий с изображениями людей из стоков. «Даже если вы заплатили за красивую картинку, это не гарантирует право на коммерческое использование: лицензия может разрешать лишь личное применение — например, в качестве обоев на рабочий стол.
Пренебрежение этим правилом может обернуться двойным иском: и от модели, чьё изображение использовано без согласия на рекламу, и от фотографа, чьё авторское право нарушено», — предостерегла Дженнет Демидова.
3. Как доказать авторство и заработать на своём творчестве
Любое творческое произведение автоматически охраняется авторским правом с момента его создания. Однако что можно считать таким моментом?
На мастер-классе эксперты подчеркнули важное различие: идея сама по себе не охраняется. Защита возникает только с момента воплощения произведения в объективной форме — будь то текст песни, нотная запись, эскиз или аудиозапись. Регистрация не требуется, но желательно зафиксировать своё авторство и дату создания.
«Важно не только создавать, но и уметь подтвердить, когда именно появилось произведение. Лучше всего это делать через специализированные инструменты — например, электронный депозитарий n’RIS (Национальный реестр интеллектуальной собственности), где можно надёжно и недорого зафиксировать своё авторство и дату создания без публичного раскрытия самого произведения, — посоветовала Дженнет Демидова. — Но, если вы не против обнародования, подойдёт и публикация в социальных сетях (за исключением мессенджеров): дата поста, лайки, комментарии и просмотры станут дополнительным подтверждением, особенно если в будущем понадобится доказать приоритет».
При этом важно понимать разницу между личными неимущественными правами, такими как право на имя автора, и исключительными имущественными правами. Именно последние позволяют монетизировать объект: продавать, лицензировать, запрещать использование третьим лицам. Такое право действует всю жизнь автора, плюс 70 лет после его смерти. Поэтому до сих пор для использования текстов Высоцкого или Цоя нужно получать разрешение от наследников и платить роялти.
В то же время произведения спустя 70 лет после смерти автора переходят в общественное достояние — их можно использовать свободно. Эксперты в шутку заметили, что, видимо, поэтому исполнители вроде Пелагеи или Надежды Кадышевой, поющие народные песни или старинные романсы, не платят авторам и получают максимальную прибыль от концертов.
В то же время личные неимущественные права бессрочны и неотчуждаемы — их нельзя передать по договору.
Эксперты напомнили, что помимо авторских прав существуют смежные права — на исполнение, фонограмму, трансляцию. Они принадлежат не авторам, а исполнителям и производителям. Срок действия права на исполнение, например, — всю жизнь исполнителя, но не менее 50 лет.
4. Товарный знак: инструмент бессрочной охраны
Особое внимание было уделено товарным знакам — единственному инструменту, позволяющему защитить бренд бессрочно, при условии продления каждые десять лет. Это делает его мощным инструментом для защиты бренда артиста. В качестве товарного знака можно зарегистрировать не только название группы, но и псевдоним, имя, изображение, даже отдельные фразы из песен.
На мастер-классе был рассмотрен кейс Игоря Николаева, который зарегистрировал в качестве товарных знаков названия своих хитов, включая песню «Дельфин и русалка». Представитель Николаева, юрист Карен Мусаелян, рассказал, что такой подход позволил не только защищать музыкальные произведения как объекты авторского права, но и использовать механизмы исключительного права на товарный знак — инструмент, который действует бессрочно при условии продления каждые десять лет и даёт возможность взыскивать компенсацию за коммерческое использование без разрешения.
«Реальным испытанием этой стратегии стал случай в Сочи, где был открыт ресторан под названием “Дельфин и русалка”, явно отсылающий к одноимённой песне. Это создавало ложное впечатление, будто артист одобряет или участвует в проекте, чего на самом деле не было. В суде рассматривалось два основания для защиты. Первое — нарушение авторского права, поскольку название “Дельфин и русалка” является охраняемым музыкальным произведением.
Второе — нарушение права на товарный знак. У нас в деле было два ответчика. Один из них добровольно заключил мировое соглашение и выплатил компенсацию. Второй ответчик утверждал, что начал использовать название до регистрации товарного знака, и рассчитывал избежать ответственности. Однако суд счёл, что “Дельфин и русалка” — это не просто словосочетание, а известное название музыкального произведения, которое охраняется авторским правом независимо от регистрации товарного знака. В итоге суд взыскал с него 1 млн рублей компенсации», — поделился опытом Карен Мусаелян.
Этот кейс наглядно демонстрирует важный правовой принцип: артист может защищать свои права одновременно по нескольким основаниям: и как автор произведения, и как правообладатель товарного знака. Такой подход позволяет взыскивать компенсацию по каждому основанию отдельно и значительно усиливает позицию правообладателя в суде.
Важно помнить: товарный знак регистрируется в отношении конкретных товаров и услуг (по классам Международной классификации товаров и услуг). Если вы зарегистрировали, например, «Анну Каренину» на кондитерские изделия, это не мешает другому лицу зарегистрировать то же название, например, на алкоголь. Дженнет Демидова отметила, что такие знаки действительно существуют: «Война и мир» — в отношении алкогольной продукции, «Анна Каренина» — в отношении кондитерских изделий.
При этом маркетологам, разрабатывающим названия для продуктов или услуг, рекомендуется на раннем этапе проверять свои идеи в качестве неймингов, в том числе хотя бы в бесплатных базах товарных знаков. «Это позволит отсеять заведомо конфликтные варианты ещё до обращения к патентному поверенному и сэкономит как время, так и бюджет», — подсказала Дженнет Демидова.
Эксперты предупредили: с 4 октября 2025 года в России резко выросли пошлины за регистрацию товарных знаков и продление, а система их расчёта стала значительно сложнее. Теперь размер пошлины зависит не только от количества классов МКТУ, как раньше, но в том числе и от числа выбранных товаров и услуг внутри класса. Чем их больше, тем дороже регистрация и продление товарного знака. Например, при подаче заявки на все 45 классов МКТУ стоимость может достигать более 5,5 млн рублей. Это решение, по словам экспертов, направлено на борьбу с так называемыми «троллями» — лицами, которые массово подают заявки, в том числе на известные имена и псевдонимы, чтобы потом вымогать деньги у настоящих авторов/правообладателей.
На мастер-классе также напомнили: если товарный знак не используется в течение трёх лет после регистрации, любой заинтересованный может подать заявку на его аннулирование. Поэтому рекомендуется регистрировать только те товары и/или услуги в классах, которые реально планируете использовать в ближайшие годы. Но при этом добавить новые классы позже будет невозможно — потребуется подавать новую заявку.
5. Виды товарных знаков: от слова до динамики
Товарные знаки могут быть самыми разными по своей природе — от простого слова до сложного мультимедийного объекта. Зарегистрировать можно словесные изобразительные, объёмные, комбинированные, звуковые, цветовые, динамические, голографические товарные знаки.
Участники привели ряд примеров:
- Цветовые: Сбербанк зарегистрировал зелёный оттенок по Pantone, Wildberries — градиент.
- Звуковые: радио «Шансон» — свой джингл, а за рубежом — мурчание кошки в рекламе Whiskas. Однако не все звуки регистрируются: звук зажигалки Zippo был отклонён, так как не является постоянным и воспроизводимым.
- Объёмные: бутылки, упаковки, а также скафандр Роскосмоса.
6. Регистрация имён и фамилий: сложности и лайфхаки
Особую сложность представляет регистрация распространённых фамилий в качестве товарных знаков. Экспертиза проверяет, насколько фамилия распространена: если она входит в топ-100, регистрация невозможна без дополнительных элементов. Например, просто «Иванов» или «Петров» зарегистрировать нельзя — нужно добавить уникальность: как минимум имя к фамилии («Денис Иванов»), а также графическое оформление или необычное написание.
Известные фамилии (Жириновский, Достоевский, Гауди) могут быть зарегистрированы только с согласия самого лица или его наследников. Например, российская компания получила разрешение от внука Антонио Гауди на регистрацию и использование его фамилии для архитектурной продукции.
Эксперты напомнили, что с 2023 года подавать заявки на регистрацию товарных знаков могут не только юрлица и ИП, но и физические лица — это упрощает защиту личного бренда.
7. Истории, в которых имя стало полем боя
На мастер-классе участники разобрали десятки реальных ситуаций. Вот некоторые из них:
- Екатерина Гордон столкнулась с тем, что телеканал НТВ уже зарегистрировал товарный знак «Гордон» на телепередачу. Чтобы зарегистрировать свой товарный знак на юридические услуги, ей также пришлось получить согласие от НТВ.
- Дима Билан (настоящее имя — Виктор Белан) отстоял право на свой псевдоним, придуманный продюсером. Суд признал, что псевдоним неразрывно связан с личностью и не может быть передан третьим лицам.
- Александр Розенбаум (псевдоним) выиграл дело у молодого музыканта с тем же именем и фамилией, но по паспорту. Суд установил факт паразитирования Розенбаума на известности популярного певца с одноимённым псевдонимом.
8. Нейросетевой контент остаётся вне охраны
Эксперты подчёркивают: контент, созданный нейросетями, не охраняется авторским правом. В Китае с 1 сентября 2025 года введена обязательная маркировка ИИ-генерируемого контента. В России таких норм пока нет, хотя законопроекты обсуждаются. Это создаёт правовые пробелы, особенно в случаях, когда нейросети копируют стиль или голос известных артистов, а также дипфейки.
Мастер-класс стал практическим руководством для представителей творческих индустрий, стремящихся осознанно управлять своим интеллектуальным капиталом и избегать типичных юридических ошибок.
Мероприятие завершилось призывом: в эпоху цифровизации активная правовая защита не просто рекомендация, а необходимость для любого артиста, стремящегося сохранить и монетизировать свой интеллектуальный капитал.
