В профессиональной среде музыкальных продюсеров в отношении авторов каверов сложилось особое мнение. Звучит оно примерно так:
Как показывает практика, не сочиняющие собственные треки каверщики в дальнейшем не способны найти свой стиль из-за привычки копировать.
Вынужден согласиться с такой позицией. Каверщики попросту не способны творить новое. Просто понаблюдайте за певцами, перепевающими чужие песни в любом популярном вокальном шоу. Несмотря на хорошее выступление, после окончания номера остаётся только одна мысль: «Всё хорошо, но это было уже тысячу раз…».
Профессиональные кавер-музыканты и кавер-вокалисты, как правило, обладают отлично поставленным и убедительным вокалом, чего не хватает многим начинающим исполнителям, которые фокусируются на собственном творчестве. Но одного умения хорошо петь недостаточно — у исполнителя должна быть некая изюминка. Обычно она представляет собой сложение множества факторов: имиджа, харизмы, поведения на сцене и вне её, техники исполнения, текста, тембра голоса, креативности и много чего ещё.
В общем, на мой взгляд, беда всех каверщиков в том, что они нарушают главный закон творчества — творить новое. Все музыканты учатся на чужих песнях, так оно и должно быть, но что дальше? При достижении определённого умения играть наступает момент, когда ты хочешь создавать свою собственную, уникальную музыку, а не только переигрывать уже написанную.
В итоге имеем кучу творческих людей разного музыкального уровня, которые вроде бы и не против серьёзнее заняться своим творчеством, но не могут. Они привыкли копировать кого-то и не могут избавиться от этой привычки. Получается, что ребята творческие, но к творческому росту неспособные — момент упущен, вместо своих идей в их головах поселились только чужие мысли.
Каверы — временная вещь. Сегодня ты успешен, но завтра тебя уже никто не вспомнит. Будет просто нечего вспоминать, своего-то творчества нет, только копирование чужого.
А вы как относитесь к кавер-музыкантам? Прав ли автор материала? Могут ли они создавать что-то новое или навсегда потеряны для творчества?
Материал опубликован пользователем
Автор текста — Илья Котовенко, ведущий паблик «Блог одного продюсера» в «ВКонтакте». Подписывайтесь на его блог, если вам понравился текст.
Напоминаем, что мнение пользователей, присылающих свои материалы, может не совпадать с мнением редакции, которое может не совпадать с вашим мнением и меняться с течением времени. Это нормально.
Читайте также
Лучшие каверы на «Игру престолов»: 10 самых интересных примеров
Лучшие каверы на Metallica «Enter Sandman»: 10 самых интересных примеров
категорически не понимаю, почему в рок- и поп-музыке господствует такой снобизм, такое принижение исполнительского искусства версус композиторское и поэтическое.
когда музыкант творит в моменте, это ж вообще САМОЕ сложное. почему никто не ждал от шуберта или чайковского, чтоб они сами пели свои песни? почему все восхищаются оперными дивами и джазменами, играющими стандарты? ага, в джазе много импровизации, но тем не менее — по сути, это всё каверы. и в эстрадной музыке есть поле для импровизации, для харизмы исполнителя, так что используйте это и кайфуйте, ребята.
немало есть примеров среди мировых хитов, когда не авторское исполнение делало песню действительно великолепной.
своё творчество многих групп это чаще всего не более чем мило, это и есть детский сад как раз: простенькое, но моё.
а гениально исполнить гениальную музыку, кто бы ни был ее автор — это настоящее исполнительское искусство.
что касается привычки копировать — это индивидуально всё. степень похожести и степень оригинальности каждый исполнитель определяет сам.
а «свои» песни многих групп частенько представляют собой некую компиляцию уже существующих популярных звучаний, намеренно или неосознанно это происходит, неважно. да и многие известные песни тем или иным музыкальным фрагментом напоминают друг друга. Вообще не осуждаю, некоторые изобретения и открытия тоже делались одновременно и независимо сразу двумя людьми — а колесо наверняка более чем двумя) и не стали от этого менее великими и менее полезными.
конечно, звездное исполнение каверов это редкость — как и в любой сфере искусства, не все музыканты одинаково талантливы.
Я пишу песни. Я написала их много. И… оставила себе. Их петь неудобно и мне самой, и другие вряд ли их возьмут для песенного конкурса. В них не раскрывается нормально вокал. Зато есть много великолепных записей у других исполнителей, исполняя которые, и певец, и слушатели, слышат, как звучит голос, его верхи и низы. Например, перепевать Гагарину, Анастейшу, Мэрайю Кэри, Найтвиш, Within Temptation, «Арию» со всеми ее вокалистами — одно удовольствие, что я и делала много раз. Это зависит от авторов песен, написали ли они песню так, что ее удобно и красиво петь. Или что мне теперь, одни биты для рэпа сочинять, чтоб быть оригинальной и не повторять? уж лучше тогда НИЧЕГО не писать, все равно я спеть это не смогу, я не очень хороший вокалист, потому что из-за хронических заболеваний дыхательных путей я постоянно кашляю, теряю голос и т.д. — но подобранный кавер-репертуар мне часто доказывал, что у меня получается хоть как-то, несмотря на природные недостатки. А мои песни слишком неуклюжи, чтоб считаться вокальными упражнениями. Мне тут все равно, как вы меня затроллите, я за свои 35 лет разного наслушалась о своем пении и материале (и предпочла его даже и не записывать, нет смысла делать студийку, если ее все обосрали на уровне демки) — но помню, что на исполнении чужих песен мой голос все-таки иногда и хвалили, а на моих личных песнях — почти никогда. Вот и весь смысл петь чужое, а не писать свое. И не только для меня, наверное.
Будем грубо: каверщик — это тот, кто снимает чужое, не внося ничего своего. Остальное отложим.
Так вот. Каверщик — это всегда чья-то тень. Ребенок, который слишком преклоняется перед родителем, а потому сам родителем стать не может. За каверщиком, над каверщиком всегда стоит кто-то другой, и каверщик светит его светом, привлекает его талантом и его харизмой. Своего (почти) ноль.
Жизнь иначе устроена. Сначала ты ребенок, а потом родитель. Начинаем с подражания, но в итоге кто-нибудь когда-нибудь начнет подражать нам.
Будем взрослеть, короче.
С точки зрения живой, инструментальной музыки — может быть, но в электронной хорошие троды плудов дает именно сознательное копирование (те же референсы взять).
С другой стороны, кому-то нравится сочинять и синтезировать с нуля, а кому-то — ремесленной работой заниматься. Места пока для всех хватает.
Слишком категоричные суждения у автора,из тех как вроде : да и нет или свой чужой.как то однобоко и мир представляется чёрно- белым. Поэтому несогласен с автором во многих аспектах поднятых в статье. Вся музыка не может принадлежать кому то ( не авторство- другая тема), и если человек что-то услышал и его это зацепило,то он будет интересоваться в этом направлении дальше. Не важно как — либо по названию коллектива,либо по канонам жанра услышанного ,или как-то в комплексе. И в какой-то момент этого поиска хочется услышать коктейль из много раз прослушанного но по другому от мелких деталей,до полного перепрочтения темы.просто по большей части слушателю пофиг как и кто сейчас мне споёт/ сыграет главное чтобы было в кайф и автор или исполнитель, на чем и как исполнено всего лишь ориентир в безграничном океане звука
Все проходят через каверы. Абсолютно все. Кто то в школе, кто то на фестивале, кто то еще где-то. Я всю свою вторую жизнь играл и писал музыку в стиле рок.Теперь сижу на инструментальных каверах. Блюз,джаз,фанк и т,д. Все это движение называется — музыка. И мы в ней варимся.Кстати дети в садиках и в школах тоже поют каверы. Они тоже без будущего?
Поддержу) любое обучение идёт на каком-то примере. Главное вовремя остановиться и перейти от теории и чужой практики к собственным опытам
После ухода из профессональной кавер-группы в которой проработал 5 лет (мы кстати всегда старались добавить в оригинал что-то свое) сменил профессию, но музыку не забросил и продолжил некогда начатое дело — писать свое. У меня ушел год на то, чтобы избавиться от недуга, описанного автором. Кстати изнутри это немного не так ощущается — это не просто «привычка копировать», привычка более-менее осознана, а тут неосознанная штука — у тебя в голове засела куча поп- и рок- паттернов по мелодиям и аранжировке, но ты не понимаешь что копируешь и делаешь неоригинально, пока не услышишь результат в более-менее оконченном виде. И копировать — не то слово, ты ничего не копируешь, ты просто начинаешь музыкально мыслить как собирательный образ всех наиболее известных музыкантов. Получается некий салат, в котором много хороших ингридиентов, но все они в такой куче теряются, и все изюминки, которые ты туда заложил, просто не ощущаются в общей массе, и в этот момент наступает осознание, и это грустно. Но все получилось, в последнее время я вновь творчески свободен и переключился больше на электронную музыку. Так что автор прав — из-за плотной работы в кавер команде в башке некие блоки возникают, которые убирать муторно, но надо, иначе выходит унылое говно вместо музыки. Но я на своей шкуре понял, как это делается — теперь могу центр реабилитации каверщиков открывать)
Может расскажете, как убирали такие блоки?)) было бы интересно)
В целом, согласен с вами, но вижу ещё такую штуку — мы учимся музыке на чьей-то музыке. По-другому никак, всё-таки любое творчество — это такая губка, которая впитала опыт других авторов. Главное вовремя остановиться и перейти с вот этих самых блоков и паттернов на генерацию своих идей.
Я играл кавера в основном на рок- и качественную (в основном зарубежную) поп-музыку. В моем случае рецепт оказался прост:
в первую очередь надо уйти из кавер-группы, конечно)
во-вторых, перестал слушать музыку, которая похожа на то, что я играл. Я в основном начал слушать техно, джангл и хаус, + всякие авангардные штуки.
В третьих, перестал пытаться написать максимально красиво и хитово, это ключевой момент, когда каверщик пытается сделать хитово — получается просто банально. Потому что у него в голове винегрет из всех хитов)
да, возможно приятно звучит, но оригинальности ноль, и это слишком предсказуемо. Первое время штука которая помогала — это делать не так, как хочется, а наоборот. Хочется тут сделать яму,- значит не надо, сделаем в другом месте, хочется чтобы здесь вступил бас — нет, пусть вступит дальше, и т. д. Таким образом выключается интуитивное стремление к поп-структуре, а включается что-то свое.
Также советую перестать использовать тот аппарат или софт, которым часто пользовались в кавергруппе. Софт может диктовать определенный воркфлоу, к которому вы привыкли. Например я использовал daw mainstagе, при создании пресетов на трек использовал в основном встроенные плагины лоджика. Соответственно, именно в них я знал как создавать любое звучание, у меня были любимые пресеты, из которых я мог получить то что нужно и т.д.
Переход на ableton после лоджика был взрывом мозга, однако в нем не работали плагины лоджика, и я нашел им замену. Другая логика работы, другой интерфейс, все новое, не такое удобное и привычное — и ты типа выходишь из зоны комфорта) получается что-то совсем другое.
По-моему, вы говорите о смене приоритетов и образцов. А точнее, о расширении горизонтов, потому что к старым образцам (рок и поп) добавились новые (электроника, авангард). Вы зря по большому счету отказываетесь от опыта, полученного в кавер-группе. Это естественная реакция и она нужна, но хорошо, если это будет временно. Вы просто не понимаете, каким богатством в итоге овладели. Ведь чем больше правил, тем больше свободы.
Иллюзия, будто можно быть абсолютно оригинальным или очень оригинальным, преследует почти всех нас. Но это не так. Быть музыкантом — это вообще не оригинально, потому что сколько раз это уже было? )) Даже так называемая экспериментальная музыка давно оформилась как жанр или стиль, а это значит, что там господствует стандарт. И авангард никакой не авангард давно, мы его так называем по инерции.
Но да, к оригинальности надо стремиться. Насколько это возможно, делать свое и от себя и новые возможности искать.
Денег хотят потому-что. Нет кругозора, нет мировоззрения, кушать все хотят и ты админ в том числе. Публикуя такие статьи, надо понимать, что это весьма узко… тот, который живёт этим с самого начала будет и создавать и каверить и т.д. я не про тех, кто пинает одно место и просто пробует, а я об истинных людях творчества. Кто тебя знает, поймёшь ты или нет… моё мнение таково: Тот, кто предназначен для этого, он будет радикален во всём и всегда, то бишь, независимо беден он или богат, каверы или не каверы, он будет это делать, потому-что ему такой путь предназначен и он никуда от него не денется. Уместная радикальная позиция, не комментируй, мнения твоего я не спрашивал.
Вот интересно вот эти ваши слова «и ты админ в том числе» они как-то учитывают, что там написано про то что этот текст парням прислали и они просто его опубликовали? блин, парни дают слово людям со стороны и это круто, каждый получается может высказатся не только тут в камментах, но и прям в постах, а вы сразу тут про «все кушать хотят и ты админ в том числе»… пф, вот уж нашли в чем упрекать
Мне кажется такая точка зрения свойственна многим профессиональным (и не очень) музыкантам, начавшим свой путь каверщика еще во времена СССР (примерно там же и зависнув). Долгие годы ты играл по ресторанам и не знал бед. Возможностей развиваться было не так много, да и зачем? Но вот незадача, мир меняется, конкуренция растет и тебе на смену приходят молодые кавер-музыканты, имеющие куда больше возможностей, ведь в отличии от тебя они активно пользуются интернетом, постоянно обучаются и не забывают заявлять о себе. И вот ты, с высоты своего 30-летнего опыта, приходишь к выводу «лучше бы своё играл», но уже поздно, так как начинать нужно было намного раньше.
была бы индустрия с клубами, менеджерами, службой поиска, которая по клубам ходит и ищет интересных новичков, то желающих играть только свое было бы гораздо больше
Правильное суждение. Только если речь об авторе статьи (обо мне), то тут нет, наоборот я всегда играл своё. Когда учился на чужих песнях, всегда сразу же сочинял и свои треки.
Некоторые кавер исполнители переосмысливают песни на свой манер,бывает круто выходит,это тоже креатив
+1, переосмыслить тоже надо уметь
Вообще считаю, что кавер и перепев немного разные вещи. В моём понимании кавер — это переосмысление/улучшение/резкое изменение оригинала. Кавер всё-таки предполагает более творческое дело. А если просто сыграли ноту в ноту без изменений — это перепевка, к творчеству отношения не имеющая.
Согласен,та это никому и не интересно.Я думаю каверщики у которых с головой впорядке и сами это понимают))
Ага, просто в статье, которую нам прислали, слишком уже категорично определение «Кавер». Тут прежде надо разобраться в терминологии))
ДА! Это совсем другое дело, и это уже можно считать творчеством.
Кстати очень верно подмечено про талант исполнителя и талант автора. Всё-таки две разные вещи. Круто исполнить не менее важно, чем круто написать))
А вообще вы правы, всё у всех складывается по-разному, поэтому неизвестно, как и почему человек пришёл к каверам.
Твое собственное творчество должно быть в первую очередь интересно тебе, то чувство — что если сейчас не запишешь — не сыграешь — просто взорвешься. Станет ли твое творчество интересно кому нибудь еще — вопрос,но первопричина: я — хочу и я- могу. Помогают ли каверы? Кому то да, кому то нет.
Да не только твоё собственное творчество, но и те же каверы должны быть интересны изначально тебе самому. Опять-таки многие забывают, что заниматься чем-либо нужно в первую очередь для себя, а не для кого-то. Люди ходят на рыбалку не для того, чтобы ими все восхищались, а чтобы отдохнуть, побыть наедине с собой, получить кайф. Так и с музыкой, но многие же мыслят сразу о бабле.
Должно же свербить в одном месте, надо гореть этим и без разницы — кавер или своя музыка. В конце концов, если речь идёт о том, что ты реально переделываешь кавер и вносишь в него что-то своё, то чем это не творчество?
100 пудово. Но и обратная сторона медали тоже есть — сам лично 20 лет знаю гитариста — технаря, слышит. чувствует, каверует…все что свое играет….не зажигается…Может просто не повезло…
Парадокс, не находите? Человек отлично рубит каверы, но в своём творчестве огня не хватает…
Может и не повезло. С другой стороны, отличный автор ≠ отличный исполнитель, отличный исполнитель ≠ отличный автор. Есть, кароч, какая-то закономерность между этим всем
кавер-музыканты это чертовы стервятники в музыкальной пищевой цепочке. самая низшая каста
не скажу прям стервятники, все таки надо разделять теплое с мягким… какой нибудь Радио Тапок прям эталон стервятника и паразита, тут к бабке не ходи ничо своего вообще. но не все ж такие, много кто делает крутые и оригинальные каверы
да тапок ваще дно творчества там нет никакого, чувак сам ничего не модет
Ну Тапок всё-таки не про творчество, а про зарабатывание денег. Тут две стороны одной музыкальной медали. Кому-то свою музыку писать, кому-то деньги зарабатывать.
Я считаю, что грести всех кавер-музыкантов под одну гребенку как минимум неправильно. Одни играю каверы в пригородных электричках, вторые полностью переосмысляют оригинальную композицию, исполняя ее в других стилях, а третьи занимаются этим профессионально.
А я вот не очень согласен с той точки зрения, что пока ты никто — твоё собственное творчество никому неинтересно. Потому и выбирают каверы, что легче завоевать публику, где-то засветиться с ними. Беда в том, что далеко не многие потом берутся за своё творчество.
И дело здесь не в творческой импотенции, а в том, что уже нет желания ломать то, что хорошо работает. Возьмите Пушного, Лео Марачиоли — думаю своих идей у них хватает с лихвой. Но всё равно продолжают делать каверы, потому что публика ждёт именно этого.
Да и каверы разные бывают, в некоторых каверах больше смысла, чем в оригиналах. Так что я бы не был так категоричен.
А еще ж бывает так, что каверы хороши, а свое музло ну говно говном
О да! Отличный пример Jared Dines, у которого кривляния на видео вполне себе годные, а свои треки полная шляпа
Пушной кмк делает каверы не потому что он творческий импотент, а потому что ему это тупо по кайфу. Не вижу ничего плохого в каверах, если это тебе доставляет и ты прешься с этого, то какая разница кто и что думает??
Но все хорошо в меру, если вернуться к теме текста — надо уметь вовремя соскочить с кавертемы и начать делать свою музыку
Ну тут такое дело,ты крутой исполнитель,засветился каверами,если ты хорош и в руках грамотного менеджера то без песен ты не останешься.Огромному количеству звезд которых мы знаем и любим уже лет 40 песни писали другие люди
Понятно, что без продюсера ничего не происходит, но у нас не такая развитая индустрия всё-таки, как на том же «загнивающем» Западе, который все никак не загниёт. Всё-таки при убедительности там тебя берут в оборот, создают продукт, отслеживают тренды и пишут тебе то, что нужно (или допиливают то, что написал ты). У нас всё-таки так не работает вся эта история, а продюсер у нас всего лишь карман с деньгами
Так само все работает по сути,только бабки давай.И пишут у нас вполне неплохо.Только уровень охвата мирового внимания попроще,но и нород не так требователен).У нас ведь как заведено — что б не хуже чем у них,такой себе синдром догоняющих)
Но вот по селекции талантов есть вопросы.Как говорил классик — талантам надо помогать,бездарности пробьются сами)
А у нас похоже не готовы подкидывать дровишки деньги имущие в эту тему… то ли боятся то от не видят еще пока перспектив в этом не знаю. И ваще что интересно бабло у нас дают только на трендовые штуки всякие блекстары и прочее, а все не в тренде идут мимо
Я ни разу не эксперт, конечно, в теме того, как оно работает, но меня всегда другое забавляло. У нас вся индустрия/сцена сейчас, ну именно та, которая в тренде и на слуху, сплошь и рядом не из России. Практически все популярные исполнители — друзья из соседних стран. Не имею ничего против них, но это к словам Сергея о «селекции талантов» скорее.
Я из Украины)
а, ну вот) на мой субъективный взгляд, здесь наша трендовая сцена заполнена исполнителями из Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении и так далее. Не знаю, как у вас в общем, но у нас с селекцией всё ещё хуже))
Хорошая тема! Раскочегарила всех. И это говорит о том, что у нас много заинтересованных творческих людей, но они разрозненны. Как слепые котята не знают куда сунуться со своей музыкой, везде только темнота. А вот каверы многим представляются хоть каким-то ориентиром. По сути, в отличие от Запада, у нас нет (или он о себя не проявляет в достаточной степени) в индустрии лидера в виде, допустим, продюссерского центра, который бы не ставил целью быстрые бабки, а занимался развитием долгосрочных проектов. К сожалению у нас практически никто за это не берётся: нужно то, что выстрелит сейчас, а потом можно просто выкинуть отработанный «материал» и взять новый. А обычный, хоть и талантливый, автор чаще всего не обладает качествами бизнесмена. Поэтому прибивается к кавер-группам чтобы вроде как заниматься тем, что по душе (музыкой), но также иметь хоть какой-то заработок.