in

Музыканты и социальные науки: зона белых и чёрных лебедей

Как мысли известного доктора философии переплетаются с музыкой.

музыканты и социальные науки зона чёрных лебедей
Изображение: Spencer Gabor

В Интернете предостаточно обучающих статей и видео о производстве музыки, поэтому давайте поговорим сегодня немного о других вещах. Не будем в миллионный раз обсуждать, как свести бочку, а поговорим о социальном аспекте музыки.

Когда мне предложили написать текст из серии «Советы продюсера», я подумал, что существуют сотни парней, которые дают советы лучше меня. Поэтому решил взглянуть на проблему производства музыки несколько иначе. Всё, что мы делаем в студии в течение десятков часов наедине с железками, плагинами и программами отражает чувства каждого из нас. Мысли, эмоции, сомнения, привычки, желания напрямую влияют на музыку. Получается, что основной центр музыкального производства всегда находится внутри нас, не будучи привязанным к сетке DAW. Но всё это никак не влияет на конечные шансы на успех (можно крутить ручки лучше всех, но не добиться ничего).

Зона чёрных и белых лебедей

Экономист Нассим Талеб в своей книге «Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости» разделяет все профессии на две большие зоны:

  1. Зону белых лебедей;
  2. Зону чёрных лебедей.

Первая значительно больше второй. Штука в том, что реальных чёрных лебедей практически не встретишь вживую.

Зона белых лебедей — область всех профессий, где человек гарантированно найдёт оплачиваемую работу после получения образования (а ещё получит страховку, пенсию и прочие радости). Сюда относится практически любая широко распространённая работа — пекарь, бухгалтер, менеджер, водитель, программист.

НАССИМ НИКОЛЯ ТАЛЕБ

Американский эссеист, писатель, статистик и бывший трейдер и риск-менеджер ливанского происхождения. Доктор философии (науки управления). Основная сфера научных интересов — изучение влияния случайных и непредсказуемых событий на мировую экономику и биржевую торговлю, а также механизмы торговли производными финансовыми инструментами [Википедия].

Зона чёрных лебедей — область представителей творческих профессий. В эту группу входят актёры, режиссёры, писатели, художники, музыканты, композиторы, продюсеры и даже предприниматели. Зона чёрных лебедей — зона без гарантий, где любые усилия могут быть бессмысленны и не оплачены. Здесь преуспевает только малая доля игроков, а остальные неизбежно проигрывают.

музыканты и социальные науки зона чёрных лебедей
Зона белых и чёрных лебедей

Когда у вас на руках диплом бухгалтера, в 95 случаях из 100 вы найдёте работу, получите зарплату и сможете забить холодильник едой. В то же время корочка об окончании курсов музыкального продакшена не гарантирует вообще ничего — в лучшем случае вы найдёте работу в пяти случаях из всё той же сотни. Во всех креативных профессиях нет никаких гарантий успеха. Исключение только одно — Морган Фримен, потому что в каждом фильме нужен персонаж с добрыми морщинами вокруг глаз или Всевышний в белом костюме.

Кладбище чёрных лебедей

Важно не дать себя одурачить. Сотни людей идут в музыку, ослеплённые статьями про пентхаус Zedd за $15 млн, снимками автомобилей звёзд хип-хопа наподобие того же Afrojack. От таких фоток и новостей умы молодых музыкантов моментально посещает мысль: «Эй, а ведь это мог бы быть я!».

В общем и целом идея здравая — сотни людей ведь уже смогли добиться успеха. Тем не менее нужно помнить, что СМИ и социальные сети искажают картинку, выхватывают только самые интересные кадры. Потребителям контента показывают только чёрных лебедей, но никогда не демонстрируют такую вещь, как «кладбище». Да, то самое кладбище чёрных лебедей, которые сдались, сменили вид деятельности, спились. Они оказались недостаточно талантливы и упорны, отправились в стан белых лебедей, завели семью.

музыканты и социальные науки зона чёрных лебедей
Кладбище чёрных лебедей

Статистику чёрных лебедей никто не собирал, но она, скорее всего, идентична данным по предпринимателям. В бизнесе выживают примерно 3-5% предпринимателей. В первые три года существования закрывается порядка 95% новых компаний. В долгосрочной перспективе процент ещё меньше — 97-98% предпринимателей заканчивают историю про бизнес.

Музыка, как и бизнес, — игра с определёнными шансами на успех. Если хотите цифр, то шанс успеха где-то 1 к 20. Только один из 20 продюсеров, музыкантов, диджеев, исполнителей, художников и писателей достигнет даже не попадания на обложку крутого журнала типа Mixmag, а вообще хотя бы чего-то. Зная такой простой факт, вам будет проще сопротивляться любым препятствиям на творческом пути. Я рассказываю об этом, чтобы заменить линзу дорогих, однобоких и розовых картинок масс-медиа на линзу реализма. К тому же шансы на успех можно повысить с мизерных 5% до более внушительных 15% (довольно много в таких сложных условиях), но об этом поговорим как-нибудь в другой раз.

Вместе с тем существует и другая мысленная ловушка: зациклившись на кладбище неудач и историях о провалах, вы рискуете сами оказаться в стане тех, кто не добился ничего. Примите сам факт неудачи и существования кладбища и двигайтесь дальше. Всё-таки творчество — длинное путешествие.

И, конечно, нельзя забывать о том, что вам нужно как-то оплачивать счета и покупать еду. Думайте об этом, когда будете корпеть над очередным треком вечером. Забыв о том, что вам нужны деньги, вы быстро закончите своё творческое путешествие на этом самом кладбище чёрных лебедей. Помните: в наличие обычной работы нет ничего плохого, вы не перестаёте быть музыкантом. Создавайте, творите и просто получайте удовольствие от того, что вы делаете.


А вы что думаете? СМИ искажают картинку или молодые музыканты просто смотрят на мир сквозь розовые очки? Или всё это чушь и шансы у всех одинаковые, а таланты всё равно пробьются на сцену?

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
2 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии