Интервалы в музыке: 25 основных видов интервалов на каждый день — SAMESOUND
SAMESOUND
  • Написание
  • Исполнение
  • Продакшн
  • Инструменты
  • Оборудование
  • Софт
  • Мир музыки
No Result
Все результаты
  • 🗓️ Мероприятия
  • 👫 Сообщество
  • 🎁 Бесплатные VST
  • 🔊 Звуковые волны
  • Генератор диаграмм
SAMESOUND
  • Написание
  • Исполнение
  • Продакшн
  • Инструменты
  • Оборудование
  • Софт
  • Мир музыки
No Result
Все результаты
SAMESOUND
No Result
Все результаты
  • Телеграм
  • 🤘 Сообщество
  • 🎁 Бесплатные VST
  • 🎙 Как выбрать микрофон
  • 🔊 Изучаем звуковые волны
  • 🎛 Выбираем оборудование
  • 🔥 Лучшие VST
in Написание
Автор: Егор Ревенга
16.03.2017

Интервалы в музыке: 25 основных видов интервалов на каждый день

Названия, схемы, состав ступеней и примеры звучания всех простых и составных музыкальных интервалов в пределах двух октав.

4
70 274
4 0
Интервалы в музыке
705
ПОДЕЛИЛОСЬ
70.2k
ПРОСМОТРЫ
ПоделитьсяТелеграмнутьТвитнуть
SAMESOUND в Телеграме
Подписывайтесь на SAMESOUND в Телеграме

Интервалы в музыке — мера определения соотношения между двумя звуками разной высоты. Несмотря на то, что интервалы можно представить в виде математической (соотношение двух чисел) или акустической (центы) величины, музыкальная теория пошла простым путем, рассчитав музыкальные интервалы на основе звукоряда, в котором главная роль отведена количеству тонов и полутонов между двумя нотами.

Каждый интервал характеризуется собственным звучанием: одни звуки, извлеченные одновременно, в интервале звучат приятно и легко (см. приму, квинту или октаву), в то время как другие — режут слух (см. малую или большую секунду); одни интервалы отличаются «веселым» характером звучания, вторые — грустным.

Интервал всегда состоит из двух звуков, при этом нижний звук называют основанием интервала, а верхний звук — вершиной интервала.


Интервалы в музыке

  • Прима
  • Малая секунда
  • Большая секунда
  • Малая терция
  • Большая терция
  • Чистая кварта
  • Увеличенная кварта или уменьшенная квинта
  • Чистая квинта
  • Малая секста
  • Большая секста
  • Малая септима
  • Большая септима
  • Чистая октава
  • Малая нона
  • Большая нона
  • Малая децима
  • Большая децима
  • Чистая ундецима
  • Увеличенная ундецима или уменьшенная дуодецима
  • Чистая дуодецима
  • Малая терцдецима
  • Большая терцдецима
  • Малая квартдецима
  • Большая квартдецима
  • Чистая квинтдецима

Классификация и виды интервалов

Классифицировать и упорядочить интервалы можно по нескольким признакам:

  1. Особенностям «взятия»;
  2. Общему количеству ступеней в интервале;
  3. Качеству интервала;
  4. Особенностям состава.

Виды музыкальных интервалов по особенностям “взятия”

По методу «взятия» различают два вида интервалов:

  • Гармонические интервалы, также называемые вертикальные, в которых звуки извлекаются одновременно;
  • Мелодические интервалы или горизонтальные интервалы, звуки которых звучат последовательно.

Виды музыкальных интервалов на основе количества ступеней

Классификация интервалов по количеству ступеней отталкивается от цифрового обозначения, связанного с каждым интервалом:

Количество ступеней в интервале (цифровое обозначение)Название интервала на русскомНазвание интервала на английском
1ПримаUnison
2СекундаSecond
3ТерцияThird
4КвартаFourth
5КвинтаFifth
6СекстаSixth
7СептимаSeventh
8ОктаваOctave
9НонаNinth
10ДецимаTenth
11УндецимаEleventh
12ДуодецимаTwelfth
13ТерцдецимаThirteenth
14КвартдецимаFourteenth
15КвинтдецимаFifteenth

Виды музыкальных интервалов на основе их качественных характеристик

Качественные виды интервалов вносят уточнения в количественные определения. Именно для уточнения качественных характеристик интервала в название добавляют слова «увеличенный», «уменьшенный», «большой», «малый», «дважды увеличенный», «дважды уменьшенный» и «чистый».

Увеличенный интервал — это интервал, повышенный на полутон, уменьшенный — пониженный на полутон. Дважды увеличенные и уменьшенные интервалы повышаются и понижаются на целый тон.

Название интервалаАнглийское обозначениеКраткая записьКоличество полутоновУвеличенные или уменьшенные интервалы, равные исходному интервалуКраткая запись увеличенного или уменьшенного интервала
Чистая примаUnisonч. 10Уменьшенная секундаум. 2
Малая секундаMinor Secondм. 21Увеличенная примаув. 1
Большая секундаMajor Secondб. 22Уменьшенная терцияум. 3
Малая терцияMinor Thirdм. 33Увеличенная секундаув. 2
Большая терцияMajor Thirdб. 34Уменьшенная квартаум. 4
Чистая квартаPerfect Fourthч. 45Увеличенная терцияув. 3
Увеличенная кварта или уменьшенная квинтаAugmented Fourth / Diminished Fifthув. 4 / ум. 56
Чистая квинтаPerfect Fifthч. 57Уменьшенная секстаум. 6
Малая секстаMinor Sixthм. 68Увеличенная квинтаув. 5
Большая секстаMajor Sixthб. 69Уменьшенная септимаум. 7
Малая септимаMinor Seventhм. 710Увеличенная секстаув. 6
Большая септимаMajor Seventhб. 711Уменьшенная октаваум. 8
Чистая октаваOctaveч. 812Увеличенная септимаув. 7
Малая нонаMinor Ninthм. 913Увеличенная октаваув. 8
Большая нонаMajor Ninthб. 914Уменьшенная децимаум. 10
Малая децимаMinor Tenthм. 1015Увеличенная нонаув. 9
Большая децимаMajor Tenthб. 1016Уменьшенная ундецимаум. 11
Чистая ундецимаPerfect Eleventhч. 1117Увеличенная децимаув. 10
Увеличенная ундецима или уменьшенная дуодецимаAugmented Eleventh / Diminished Twelfthув. 11 / ум. 1218
Чистая дуодецимаPerfect Twelfthч. 1219Уменьшенная терцдецимаум. 13
Малая терцдецимаMinor Thirteenthм. 1320Увеличенная дуодецимаув. 12
Большая терцдецимаMajor Thirteenthб. 1321Уменьшенная квартдецимаум. 14
Малая квартдецимаMinor Fourteenthм. 1422Увеличенная терцдецимаув. 13
Большая квартдецимаMajor Fourteenthб. 1423Уменьшенная квинтдецимаум. 15
Чистая квинтдецимаPerfect Fifteenthч. 1524Увеличенная квартдецимаув. 14

Виды музыкальных интервалов по особенностям составления

Если же посмотреть на особенности составления, то здесь можно выделить четыре основных вида интервалов:

  • Простые;
  • Составные;
  • Микроинтервалы;
  • Особые интервалы.

Важно отметить, что строить интервалы можно в обе стороны (как вверх, так и вниз) и от любой ноты — качество и количество промежуточных ступеней (тонов и полутонов) останется неизменным. Так, 5 ступеней вверх от ноты До приведут к образованию квинту с вершиной на ноте Соль, а 5 ступеней вниз образуют квинту с основанием на ноте Фа.

Интервалы в музыке
Интервалы можно строить в обе стороны — вверх и вниз. Пять ступеней вверх от ноты До образуют квинту До-Соль (Соль-До), пять ступеней вниз — квинту Фа-До (До-Фа).

Простые интервалы

Простые интервалы существуют в пределах одной октавы, а их названиями служат порядковые числительные на латыни. Само по себе название интервала отражает количество ступеней между двумя звуками.

Прима

Схема примы (обозначается как ч. 1 — чистая прима).

Прима (англ. Unison) образуется при помощи двух одинаковых звуков, и именно от этой особенности происходит английское название интервала — унисон. Значение слова «Унисон» совпадает со смыслом примы — одновременное звучание двух или более звуков одинаковой высоты.

Так как взять две одинаковых ноты на клавиатуре пианино не представляется возможным, прима обычно отображается двумя последовательными извлечениями звука. Единственный вариант взять одинаковые звуки — использовать два инструмента.

Тем не менее, такое положение вещей не относится к большинству струнных инструментов (гитара, скрипка, виолончель), чей гриф позволяет взять два идентичных звука на разных струнах.

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/00-music-intervals-prima-unison.mp3

Малая секунда

Схема малой секунды (обозначается как м. 2).

Второй интервал в музыке — малая секунда (англ. minor second). В основе интервала — два звука, отличающиеся по высоте всего на полтона (вверх или вниз). Малая секунда обозначается буквенно-цифровым сочетанием «м. 2».

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/01-music-intervals-minor-second.mp3

Большая секунда

Схема большой секунды (обозначается как б. 2).

Большая секунда (англ. major second) — интервал, звуки которого отличаются на целый тон. В музыкальной теории большая секунда обозначается «б. 2».

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/02-music-intervals-major-second.mp3

Малая терция

Схема малой терции (обозначается как м. 3).

Следующий интервал — малая терция, обозначаемая «м. 3». Малая терция — нижний интервал минорного трезвучия, который в некоторых случаях может заменять минорный аккорд, не изменяя звуковых характеристик.

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/03-music-intervals-minor-third.mp3

Большая терция

Схема большой терции (обозначается как б. 3).

Большая терция — интервал в три ступени, обозначаемый «б. 3». В отличие от малой, большая терция — нижний интервал мажорного трезвучия. В некоторых случаях, большая терция может заменять мажорный аккорд.

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/04-music-intervals-major-third.mp3

Чистая кварта

Схема чистой кварты (обозначается как ч. 4).

Название кварты происходит от латинского слова «quarta» (лат. «четыре» или «четвертый»). В средние века в музыкальной теории звук кварты описывался как четвертый голос от тенора (лат. quarta vox), если вести счет по ступеням звукоряда вверх или вниз. В те времена тенор считался главным и чистым голосом, фундаментом многоголосной музыки.

В современной элементарной теории музыки принято различать несколько видов кварты — чистая, увеличенная и уменьшенная. С точки зрения практического использования, под термином кварта подразумевается чистая кварта, обозначаемая «ч. 4». Из наименования интервала понятно количество ступеней между основанием и вершиной кварты — 4 ступени.

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/05-music-intervals-perfect-fourth.mp3

Увеличенная кварта или уменьшенная квинта

Схема увеличенной кварты (обозначается как ув. 4) или уменьшенной квинты (обозначается как ум. 5).

Увеличенная кварта (обозначается «ув. 4») равна уменьшенной квинте («ум. 5»). Увеличенная кварта считается важным интервалом в теории музыки — на него опирается вся система мажорно-минорных ладов.

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/06-music-intervals-aug-fourth-dim-fifth.mp3

[jaw_panel_box panel_title=”Голос скептика” message_style=”info” ] — А где же здесь тритон?[/jaw_panel_box][jaw_clear]

Голос скептика: «А где же здесь тритон?»У тех, кто хотя бы поверхностно знаком с интервалами и теорией музыки, возникнет закономерный вопрос: “Почему пропустили тритон?”. Если посмотреть внимательнее, то он на месте, где и должен быть.

Тритон – интервал, звуки которого отдалены друг от друга тремя тонами (вверх или вниз). Фактически, тритон – другое название увеличенной кварты или уменьшенной квинты. Чистая кварта состоит из 2,5 тонов (5 полутонов), а чистая квинта из 3,5 тонов (7 полутонов). Увеличение кварты на полутон приведет к образованию увеличенной кварты или тритона, равно как уменьшение квинты на полутон приведет к образованию уменьшенной квинты или тритона.

Как ни крути, расстояние равно трем полным тонам.

Тритон всегда рядом.

Чистая квинта

Схема чистой квинты (обозначается как ч. 5).

Квинта — интервал, разница между основанием и вершиной которого составляет пять ступеней. Обозначается «ч. 5».

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/07-music-intervals-perfect-fifth.mp3

Малая секста

Схема малой сексты (обозначается как м. 6).

Секста — интервал в шесть ступеней или четыре тона, обозначающийся «м. 6».

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/08-music-intervals-minor-sixth.mp3

Большая секста

Схема большой сексты (обозначается как б. 6).

Как и в случае с малой, расстояние между нотами в большой сексте составляет четыре тона. В отличие от малой сексты, между звуками большой сексты располагаются четыре с половиной тоной. В музыкальной теории записывается при помощи буквенно-цифрового обозначения «б. 6».

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/09-music-intervals-major-sixth.mp3

Малая септима

Схема малой септимы (обозначается как м. 7).

Септима — седьмой музыкальный интервал, расстояние между основанием и вершиной которого составляет семь ступеней. Между звуками малой септимы располагаются пять тонов, а сам интервал обозначается как «м. 7».

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/10-music-intervals-minor-seventh.mp3

Большая септима

Схема большой септимы (обозначается как б. 7).

Главное отличие большой септимы от малой заключается в количество звуков между нотами: между основанием и вершиной располагаются пять с половиной тонов (пять тонов + один полутон). Большая септима обозначается как «б. 7».

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/11-music-intervals-major-seventh.mp3

Октава

Схема чистой октавы (обозначается как ч. 8).

Октава — восьмой и последний простой музыкальный интервал, расстояние участниками которого равно восьми ступеням. На слух октава воспринимается как устойчивый музыкальный интервал. Несмотря на то, что основание и вершина интервала очень похожи друг на друга, ноты отчетливо различаются по высоте.

В Древней Греции октаву называли «διὰ πασῶν», что буквально переводится как «через все струны». Свое современное название октава получила в средние века: музыканты использовали слово octavus (восьмая) наряду со словом diapason (диапазон).

В музыкальной теории октава записывается обозначением «ч. 8».

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/12-music-intervals-octave.mp3

Составные интервалы

Составные интервалы получаются за счет сложения двух простых интервалов. Любые составные интервалы по объему превышают октаву.

Малая нона

Схема малой ноны (обозначается как м. 9).

Нона — условно девятый интервал, расстояние между звуками которого составляет девять ступеней. Для упрощения запоминания нону рассматривают как секунду через октаву. Исходя из этого, нона, как и секунда, делится на большую и малую, а значит интервал можно рассмотреть как малую секунду через октаву.

Малая нона обозначается как «м. 9».

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/13-music-intervals-minor-ninth.mp3

Большая нона

Схема большой ноны (обозначается как б. 9).

Большую нону (обозначается «б. 9») может рассматриваться как большая секунда через октаву (б. 2 + ч. 8).

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/14-music-intervals-major-ninth.mp3

Малая децима

Схема малой децимы (обозначается как м. 10).

Интервал в музыке, чья ширина составляет десять ступеней, называется децима. Децима, как и другие составные интервалы превышает размером октаву.

С точки зрения состава, малая децима (обозначается «м. 10») представляет собой малую терцию через октаву (октава плюс малая терция), а между основанием и вершиной интервала располагаются пятнадцать полутонов.

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/15-music-intervals-minor-tenth.mp3

Большая децима

Схема большой децимы (обозначается как б. 10).

Большая децима («б. 10») — это большая терция через октаву. Между звуками интервала находятся шестнадцать полутонов.

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/16-music-intervals-major-tenth.mp3

Чистая ундецима

Схема чистой ундецимы (обозначается как ч. 11).

Музыкальный интервал шириной в 11 ступеней называется ундецима и обозначается как «ч. 11». Рассмотрение ундецимы в качестве составного интервала позволяет обозначить ее как октаву через кварту. Чистая ундецима состоит из семнадцати полутонов.

С точки зрения гармонии ундецима соответствует кварте, обладая теми же свойствами и особенностями. В джазовой теории музыки ундециму определяют как пятую терцию после основного тона.

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/17-music-intervals-perfect-eleventh.mp3

Увеличенная ундецима или уменьшенная дуодецима

Схема увеличенной ундецимы (обозначается как ув. 11) или уменьшенной дуодецимы (обозначается как ум. 12).

Увеличенная ундецима (обозначается «ув. 11») равна уменьшенной дуодециме («ум. 12»). Интервалы идентичны по своим качествам увеличенной кварте и уменьшенной квинте, представляя собой сумму из октавы и увеличенной кварты, и октавы и уменьшенной квинты соответственно.

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/18-music-intervals-aug-eleventh-dim-twelfth.mp3

Чистая дуодецима

Схема чистой дуодецимы (обозначается как ч. 12).

Двенадцатый музыкальный интервал, шириной в 12 ступеней, называется дуодецима (обозначается «ч. 12»). Дуодецима состоит из октавы и квинты, а в средние века ее называли «diapason cum diapente», что означает «октава с квинтой».

Знаменитый русский композитор Сергей Рахманинов брал чистую дуодециму на клавиатуре фортепиано мизинцем и большим пальцем одной руки.

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/19-music-intervals-perfect-twelfth.mp3

Малая терцдецима

Схема малой терцдецимы (обозначается как м. 13).

Тринадцатый музыкальный интервал, состоящий из 13 ступеней, называется терцдецимой. Терцдецима представляет собой комбинацию октавы и сексты. Как и секста, терцдецима бывает малой и большой.

В малую терцдециму входят 20 полутонов, а интервал обозначается как «м. 13».

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/20-music-intervals-minor-thirteenth.mp3

Большая терцдецима

Схема большой терцдецимы (обозначается как б. 13).

Большая терцдецима состоит из октавы и большой сексты или из 21 полутона. Большая терцдецима записывается буквенно-цифровым обозначением «б. 13».

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/21-music-intervals-major-thirteenth.mp3

Малая квартдецима

Схема малой квартдецимы (обозначается как м. 14).

Квартдецима — четырнадцатый музыкальный интервал, расстояние между основанием и вершиной в которой составляет 14 ступеней. Состоит из октавы и септимы, ввиду чего может быть как малой, так и большой.

Малая квартдецима состоит из 11 тонов (22 полутонов) и обозначается как «м. 14».

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/22-music-intervals-minor-fourteenth.mp3

Большая квартдецима

Схема большой квартдецимы (обозначается как б. 14).

Большая квартдецима («б. 14») состоит из чистой октавы и большой септимы. В составе интервала 23 полутона.

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/23-music-intervals-major-fourteenth.mp3

Чистая квинтдецима

Схема чистой квинтдецимы (обозначается как ч. 15).

Чистая квинтдецима («ч. 15») — составной интервал, в который входят две октавы. Между основанием и вершиной квантдецимы располагаются 15 ступеней (12 тонов, 24 полутона). Иногда квартдециму обозначают цифрой 16 (две октавы).

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/24-music-intervals-perfect-fiftheenth.mp3

What's Your Reaction?

  • Огонь!Огонь!
    77
    Огонь!
  • Хм...Хм...
    3
    Хм...
  • Лоооооол!Лоооооол!
    19
    Лоооооол!
  • Чё?Чё?
    30
    Чё?
  • ПечальПечаль
    3
    Печаль
  • Да ё..!Да ё..!
    20
    Да ё..!
Теги: музыкальная теориясоветы начинающим музыкантамсольфеджио
Поделиться38ПоделитьсяТвитнуть176Поделиться
Подписаться
Войти
Уведомлять о
Войдите на сайт, чтобы обсудить материал
4 комментариев
Новые
По порядку Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сейчас читают


Далее
Ограниченная серия микрофонов SM58 50th Anniversary Artist Edition

Ограниченная серия микрофонов SM58 от SHURE, Пола Маккартни и The Who

Как выбрать микрофон для записи вокала гид для начинающих музыкантов

Как выбрать микрофон: гид для начинающих музыкантов

21.02.2022
6 504

Ближайшие мероприятия // ещё →

5 Фев
Весь день

Приём заявок на конференцию Game Music Conference 2023 Онлайн

Воскресенье
Условия и регистрация
11 - 12 Фев
Весь день

Game Music Conference 2023 Онлайн

Суббота
Условия и регистрация
1 - 11 Июл
Весь день

Музыкальный форум Леонида Агутина

Суббота, Красная Поляна
Условия и регистрация
Событие не найдено!

Сейчас на главной

Гитарная педаль амп-сим IK Multimedia TONEX Pedal

СЛУХ: IK Multimedia выпустит амп-сим TONEX Pedal в форм-факторе стомпбокса

...

Автор: Егор Ревенга
31.01.2023
1
0
iZotope Native Instruments Soundwide сократили 8% сотрудников

Материнская компания Native Instruments и iZotope сократила 8% сотрудников

...

Автор: Егор Ревенга
31.01.2023
1
0
Morbid Electronics Ring of Saturn

Бесплатные плагины и фрибисы недели № 44: модулятор «кольца Сатурна», коллекция гитар и ударных Soundprops Jam Pack и удобнейшее веб-приложение в помощь композиторам и продюсерам

...

Автор: Егор Ревенга
30.01.2023
3
0
  • О нас
  • Помощь проекту
  • Реклама
  • Правила площадки
  • Условия использования
  • Политика конфиденциальности
  • RSS
Сотрудничество: hello@samesound.ru
Реклама: ad@samesound.ru

Сделано с ❤️ к 🎶 в SAMESOUND © 2015-2022.
Использование материалов SAMESOUND разрешено только с обязательным указанием ссылки на этот сайт.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции, которое может не совпадать с вашим мнением и меняться с течением времени. Это нормально.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях.
⚠️ 18+

  • Войти
  • Регистрация
  • Лента
    • В тренде
    • Горячее
    • Лучшее
    • Обсуждаемое
  • Рубрики
    • Написание
    • Исполнение
    • Продакшн
    • Инструменты
    • Софт
    • Оборудование
    • Мир музыки
  • Темы
    • Звуковые волны: интерактивный гид
    • Таблица звуковых частот
    • Телеграм-каналы для музыкантов
    • Гид по выбору
    • Гид по эффектам
    • Обзоры
    • Бесплатные плагины
    • Лучшие VST
    • Уроки гитары
    • Прохождение звукового сигнала
    • Сервисы цифровой дистрибуции музыки
  • Мероприятия
  • Сообщество
    • Лента активности
    • Группы
    • Разместить своё творчество
    • Пользователи
  • О нас
  • Помощь проекту
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Условия использования
  • Правила сообщества
  • RSS

Сделано с ❤️ к 🎶 в SAMESOUND © 2015-2022.
Использование материалов SAMESOUND разрешено только с обязательным указанием ссылки на этот сайт.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции, которое может не совпадать с вашим мнением и меняться с течением времени. Это нормально.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях.
⚠️ 18+

Вход на SAMESOUND

Google ВКонтакте OK Яндекс

или через электронную почту

Забыли пароль? Регистрация

Регистрация

Не займёт и минуты

Все поля обязательны для заполнения. Войти

Напомнить пароль?

Введите имя пользователя или адрес почты — отправим письмо со ссылкой на восстановление пароля.

Войти