Эрик Клэптон — один из тех, кто сформировал гитарное звучание современного рока и блюза. Фигура британца стоит в одном ряду со многими влиятельными гитаристами, изменившими привычную картину применения гитары в популярной музыки, — Бадди Гаем, Робертом Джонсоном и Трио Королей в лице Фредди, Би Би и Альберта Кинга. Из этого текста вы узнаете, какие гитарные приёмы и ходы часто использует Эрик Клэптон в своих партиях, а также изучите несколько упражнений в стилистике британца.
Стиль игры и звучание Эрика Клэптона менялось на протяжении всей его карьеры, но неизменными оставались только блюзовые корни гитариста. В начале 1970-х годов британец стал активнее экспериментировать с блюзовыми элементами внутри рок-музыки, что позволило выработать Клэптону собственный неповторимый стиль. Смешав драматичную красоту блюза с напором рока и обильно присыпав её элементами сатерн-рока, британский гитарист выработал собственное звучание, которое не похоже ни на кого другого.
В конце 1960-х годов британец играл в легендарной группе Cream — тогда Клэптон не появлялся в студии без своего Gibson SG Standard. Постепенно гитарист отказался от инструментов Gibson и перешёл в стан активных пользователей Fender. Плотный хамбакерный звук уступил место хрустящему рёву и тонкому плачу синглов, но полностью отказаться от гибсоновского прошлого у гитариста не получилось — на гитарах британца встроен среднечастотный буст.
Среднечастотное усиление придаёт датчикам Клэптона характерный звук — вроде бы уже не синглы, но ещё и не хамбакеры. Какой бы гитарой вы не владели, рецепт гитарного саунда Эрика Клэптона достаточно прост: среднее количество овердрайва, усиленная середина, ослабленные верхние частоты, взболтать, но не смешивать.
СТАНДАРТНЫЙ СТРОЙ
Все примеры, если это не указано отдельно, написаны для стандартного гитарного строя E-A-D-G-B-E (Ми, Ля, Ре, Соль, Си, Ми).
1 Бенды, вибрато и триоли
Упражнение начинается с затакта, который служит отправной точкой дальнейшим действиям. Первая пара тактов состоит из серии мощных бендов. В середине второго такта обратите внимание на ноту Ре — она извлекается без подтяжки, но сопровождается ярким вибрато.
В третьем такте пример резко усложняется — нужно извлечь серию звуков с помощью бендов, а затем подчеркнуть их быстрой триолью. Не торопитесь и не пытайтесь играть третий такт с большой скоростью — сначала отработайте всё в медленном темпе. Каждый бенд должен звучать точно и чисто, лишнего времени на растяжку нет, поэтому довести извлечение бендов нужно до автоматизма. Что касается триоли, то она должна быть чистой как слеза принцессы и, что более важно, точной — не попадёте в тайминг и триоль развалится в труху.
В своей игре Клэптон любит совмещать разные гитарные приёмы — бенды, триоли и вибрато. Объединение этих трёх приемов — одна из основ стиля Эрика Клэптона, поэтому в следующих упражнениях они используются довольно часто.
- Бенды, вибрато и триоли 0:15
2 Ритмические фразировки
Начало этого упражнения — история больше про ритм, чем мелодику. Пример начинается с триоли, которая начинается с подтяжки. Потяните вторую струну на 13 ладу. После того, как сделаете бенд на тон, не отпускайте струну и держите пальцы там, где вы дотянулись до Ре. В этом положении нужно извлечь два оставшихся звука в триоли. Очень блюзовый приём, который встречается практически повсеместно.
Сложным моментом в упражнении скорее всего станут вставки из 16-х нот — отрабатывайте их сначала медленно. В третьем такте обратите внимание на два бенда в начале: сначала нужно сделать подтяжку вверх с 12 лада, затем спуститься обратно. Нота Си после триоли в конце третьего такта пришла в эту партию из блюзовой гаммы Ре (звуки Ре, Фа, Соль, Ля бемоль, Ля, До) и придаёт звучанию соло налёт Би Би Кинга.
- Ритмические фразировки в духе Эрика Клэптона 0:16
3 Бенды в верхнем регистре
Чем выше пальцы уходят по грифу, тем тяжелее управлять высотой бендов: даже малейшие сдвиги вверх или вниз вызывают сильное повышение или понижение звука. Суть упражнения в том, чтобы запомнить поведение струн в верхнем регистре и в дальнейшем без проблем управлять высотой подтяжек по всему грифу.
Внешне ритмика партии выглядит сложно, но всё не так страшно — послушайте аудиопример, партия проще чем кажется. Обратите внимание, что бенды здесь разные: сначала на тон, затем на четверть тона, затем снова на тон. Следите за этим и не перетягивайте струны.
Другой важный момент — пометка «let ring». В начале первого такта ваша задача состоит в том, чтобы извлечь бенд, а затем ударить по первой струне не прерывая звучания подтянутой струны. Основная сложность здесь чисто психологическая, исходящая от желания отпустить подтянутую струну, чтобы взять следующий звук. Совет очевидный: извлекая второй звук на первой струне просто не бросайте бенд, даже если подсознание настаивает на этом.
Читайте также
- Бенды в верхнем регистре 0:16
4 Синкопированные фразы
Первый такт состоит из серии коротких синкопированных звуков, создающих фанковое настроение. Второй такт обыгрывает два первых звука с помощью подтяжек и срывов. Сама партия сыграна в одной позиции на основе пентатоники, что отсылает нас прямиком к Эрику Клэптону — дядька обожает обыгрывать минорные пентатоники.
- Синкопированные фразы 0:18
5 «Плачущие» бенды
Ещё одно упражнение, построенное на группе бендов в верхнем регистре. В конце первого такта располагается подтяжка с Фа на Соль (с 18-го на 20-й лад). Сама по себе она звучит круто, но для разнообразия её можно заменить на бенд с Ми на Соль (с 17-го на 20-й лад) — так соло приобретёт дополнительный драматизм.
Основная идея примера в том, чтобы делать длинные неспешные бенды в духе Дэвида Гилмора. Такие подтяжки звучат как настоящий плач гитары и использовались Клэптоном в соло для битловской «While My Guitar Gently Weeps».
- «Плачущие» бенды 0:16
6 Ход с хаммерами
В своей игре Клэптон, как и любой уважающий себя блюзмен, активно полагается на хаммеры (англ. hammer-on, удар по струне пальцем сверху). Упражнение комбинирует все основные гитарные приёмы, используемые Эриком Клэптоном при написании партий.
Обратите внимание на то, что хаммеры используются только в тех местах, где 16-е длительности переходят на восьмые. Следите за тем, чтобы хаммеры извлекались только на 16-х нотах, а переход к восьмым длительностям производился ударом медиатора. Во втором такте используется комбинация из бенда на целый тон и четверть тона — с первым вопросы вряд ли возникнут, второй потребует особо точной подтяжки, чтобы партий не поплыла мимо кассы.
- Ход с хаммерами
7 Триоли и хаммеры
В 1970-х Клэптон лихо замешивал триоли, бенды, стаккато (отрывистые звуки) и хаммеры в рамках одной фразы. Упражнение основано на партиях раннего Клэптона и объединяет в двух тактах все излюбленные гитарные приёмы британца.
Обыгрывать подобные фразировки лучше всего в рамках 12-тактового блюзового квадрата. Следите за извлечением бендов — подтяжки повышают звук всего на четверть тона, поэтому здесь важна точность подъёма струны. С триолями проблем возникнуть не должно, подобные ходы уже встречались в предыдущих упражнениях, так что вы знаете что делать — активно используйте хаммеры и срывы.
- Триоли и хаммеры
8 Блюзовые фразировки с хаммерами, срывами и вибрато
Интенсивное упражнение, построенное на прогрессии I-IV-V. Подобный ход прекрасно подходит для перехода в соло-партиях к параллельным тональностям.
По самому исполнению сложностей возникнуть не должно: все гитарные приёмы Эрика Клэптона уже встречались в предыдущих упражнениях. Тем не менее для дополнительной тренировки можно играть упражнение двумя способами:
- С использованием хаммеров и срывов (как написано в нотах);
- Без использования срывов и ударов по струне. Вместо них каждый звук нужно извлекать ударом медиатора. Такой способ поможет дополнительно отточить чистоту звукоизвлечения основной руки.
- Блюзовые фразировки в духе Эрика Клэптона с хаммерами, срывами и вибрато
9 Даблстопы и бенды
Хроматическая линия в конце примера стилистически отдаёт музыкой кантри. Что-то подобное часто встречалось в партиях Клэптона в конце 1970-х годов. Самая сложная часть упражнения — бенды на двух струнах (бенды диад-аккордами).
Первые два бенда тянут вторую и третью струны на целый тон, третий бенд тянет их на четверть тона. Чтобы играть было проще, отработайте бенды сначала на второй струне, затем на третьей. После того как по отдельности бенды будут звучать точно, а руки привыкнут к ощущениям, сделайте подтяжку сразу двух струн.
- Даблстопы и бенды
10 Типовые блюзовые ходы Клэптона
Упражнение построено на идеях и стилистике, свойственной Клэптону в 1980-1990 годах. В целом, всё довольно просто: фразы с триолями сменяются последовательностью бендов на четверть тона. К слову что-то похожее часто встречается в игре Альберта Кинга.
- Блюзовые ходы Клэптона
11 Игра аккордами в духе Джими Хендрикса
В 1990-х подход Клэптона к гитарным партиям сильно изменился, а британец добавил в свою игру элементы, свойственные игре Джими Хендрикса. В партиях Клэптона появилось больше вариативности: полновесные аккорды сменялись фразами из отдельных звуков.
В этом упражнении медиатор не понадобится — его лучше играть пальцами. Такой фингерстайл научит лучше контролировать громкость верхних и нижних струн. Вместе с тем игра пальцами добавит партии атмосферности и кайфовой мягкости.
- Игра аккордами в духе Джими Хендрикса
Изучаем игру известных гитаристов