В 1960-х годах музыкальный мир пополнился новым стилем, получившим название «фанк». В ответ на растущую коммерциализацию ритм-энд-блюза и соула афроамериканские музыканты придумали новый стиль музыки, где во главе угла стояла танцевальная составляющая. В противовес более тянучим и мелодичным соул-песням был придуман жанр, построенный на простых и прямолинейных партиях инструментов, чьей отличительной особенностью стала яркая электрогитара с характерным чёсом по приглушённым струнам. Из этого материала вы узнаете, какие виды фанка существуют, какой подход используется при написании партий, а также поймёте, как играть фанк на электрогитаре.
Зарождение фанка обычно связывают с Крестным отцом соула Джеймсом Брауном, который открыл этот стиль музыки в конце 1960-х и изучал его в начале 1970-х годов. Основой фанка стало активное использование синкопирования (игры между и против долей такта) и минималистичные аранжировки, в которых участвуют всего несколько инструментов. Сами партии отличает скупость на содержание — по отдельности инструменты звучат скучно и неинтересно, но объединяясь создают яркую и сочную картину.
Фанк стал ответом на растущую коммерциализацию ритм-энд-блюза. Видя, как традиционно афроамериканский соул и ритм-энд-блюз меняются в угоду рынку и становятся всё слаще и бессмысленнее, музыканты придумали новый жанр, корни которого берут начало в ритмике африканской музыки. Именно такой подход выделил особенности стиля: упор на ритмику и танцевальную суть музыки, предельная простота и прямолинейность партий инструментов.
С момента своего появления стиль позиционировался исключительно как танцевальная музыка. Об этом говорит даже происхождение слова «фанк» — в жаргоне джазовых музыкантов этим словом называли активные танцы, после которых можно выжимать всю одежду от пота.
Несмотря на чествование Брауна как одного из родоначальников стиля, новый жанр мог и не появиться, если бы не Джимми Нолен. Гитарист, долгое время работавший с Брауном на постоянной основе, придумал большинство гитарных партий для треков, которые сегодня считаются одними из первых фанковых работ.
Особенностью партий Нолена стало использование доминантных нонаккордов и встраивание в партии тонких гитарных линий на одной ноте. Именно такие линии, звучащие в «кармане» между басом и ударными, многими сегодня воспринимаются как основная особенность фанковой электрогитары.
Позднее методика игры и подход к партиям Нолена был подхвачен другими гитаристами. Пол Джексон-младший, игравший с Майклом Джексоном, и Нил Роджерс из Chic развили стилистику фанка. Благодаря их стараниям фанковая электрогитара получила характерную особенность — партии инструмента обрели чистое и яркое звучание, резко пробивающееся через весь микс.
Виды фанка
С точки зрения музыкального содержания и состава партий фанк можно условно разделить на два вида: минималистичный и плотный.
Минималистичный фанк
Первые фанковые треки сильно отличались от того, что раньше слышали люди. В противовес ритм-н-блюзу и соулу, в которых музыкальная и мелодическая составляющая ставились во главе угла, фанк фокусировался на ритмичности. Музыканты полагались на более простые партии, уделяя больше внимания тому, насколько танцевальной получается музыка.
Особенность фанковых аранжировок в том, что по отдельности инструменты играют скудные по содержанию партии, а вся заводная магия музыки создавалась именно при совместной игре. С точки зрения гитары музыканты полагаются на простые и статичные (в отрыве от остальных инструментов) партии с большим количеством места между звуками. Более того, гитаристы из мира минималистичного фанка практически не глушат струны.
James Brown — Sex Machine
Обратите внимание на то, что в гитарной партии практически нет приглушённого чёса — всю песню гитара повторяет простой паттерн. Сегодня, когда фанк уже сформировался как стиль, у гитаристов скорее всего появится стойкое желание разбавить ноты ударами по приглушённой струне, но на заре фанка этот приём практически не использовался.
The Meters — Just Kissed My Baby
В композиции The Meters гитара играет простейшую прямолинейную линию, построенную на одной ноте. Тем не менее партия звучит очень дисциплинированно — задаёт нужный ритм и в целом воспринимается как полноценный рифф. Прекрасный пример того, как играть фанк на электрогитаре и грамотно аккомпанировать коллективу.
The JB’s — Pa-arty
По своему наполнению песня звучит более нагруженно. Обратите внимание на то, что здесь играют два гитариста: каждый из них повторяет одну и ту же партию на протяжении всего трека. Как и остальные инструменты в аранжировке, партии гитары держатся строго в установленных рамках. По отдельности все инструменты звучат скучно, играя вместе — заряжают трек мощной энергией.
Плотный фанк
Сегодня под фанком обычно понимают его более плотную версию. Подход к партиям в плотном фанке отличается от минималистичного варианта жанра. Плотный фанк характеризует меньшая дисциплина, большая свобода действий и вариативность. С точки зрения гитары партии активно используют удары по приглушённым струнам и звучат так, будто бы постоянно нагоняют или обгоняют остальные инструменты.
Tower Of Power — What Is Hip
Трек «What Is Hip» — отличный пример того, как гитара может аккомпанировать плотному ритму, приводить весь трек в движение. Активная ритм-секция задаёт треку агрессивный тон. Гитарист держится несколько в стороне и разбавляет ударные и бас простой партией с небольшим количеством чёса и аккордов. В музыке, в которой ритм поставлен во главу угла, слишком загруженное звучание всех инструментов создаёт грязь.
Stevie Wonder — Superstition
Стиви Рей Вон известен, в первую очередь, как блюзовый гитарист. Тем не менее партию Вона в знаменитом треке Стиви Уандера «Superstition» можно назвать идеальным примером фанковой электрогитары. Обратите внимание, как Вон заполняет пустоты и тишину чёсом по приглушённым струнам, заставляя всю песню двигаться вперёд.
Graham Central Station — The Jam
Басист Ларри Грэхем ведёт трек своей партией, дополняемой несложным рисунком ударных. В свою очередь гитара добавляет плотности треку за счёт активного использования чёса по приглушённым струнам, выступая своего рода ещё одним перкуссионным инструментом в аранжировке.
Как играть фанк на электрогитаре
В фанке используются аккорды с несколько изменённой формой — основной тон располагается на первой струне, а не на шестой, пятой или четвёртой. Так как первая и шестая струны электрогитары в стандартном строе настроены на ноту Ми, запомнить новые формы и аппликатуру довольно легко.
Все схемы аккордов, используемые в статье, созданы в нашем редакторе гитарных диаграмм. Заходите и пользуйтесь!
Фанковые аккорды
В фанке редко используют полноценные гитарные аккорды — гитаристы обычно бьют не по всем шести струнам, а только по двум или трём из них. Фанковая гитара предполагает извлечение только двух верхних звуков аккорда, которые в общей аранжировке создают яркие акценты. Сами аккорды могут быть минорными или мажорными.
Самой частой схемой мажорного аккорда в фанке становится уменьшенная часть баррэ, состоящая только из верхних звуков. С минором ситуация аналогичная — используются только три верхних звука обычного минора.
Частое применение находят и так называемый квинтаккорд (пауэр-аккорд, диад). Схема такого аккорда проста до безумия — нужно зажать только два верхних звука аккорда (малым баррэ или двумя пальцами). Удобство квинт состоит в том, что их звучание отличается нетральностью, а значит использовать такие аккорды можно как в миноре, так и в мажоре.
Нонаккорды
Нонаккорд — основа гитарного аккомпанемента в фанке. Нонаккорд представляет собой расширенную версию септаккорда, в котором добавляется ещё одна нота наверху для добавления окраски. Несмотря на свой ключевой статус, не редки случаи, когда нонаккорд не вписывается в музыку — в таких ситуациях его меняют на обычный септ или терцдецимаккорд. Стопроцентно работающих сценариев для нонаккордов не бывает, полагайтесь только на свой слух. Если гитара плывёт мимо — меняйте аккорд, если всё звучит отлично — не парьтесь и играйте дальше.
Чаще всего гитаристы полагаются на аппликатуру, показанную выше. При игре «девяток» задействуют только три верхние струны, хотя не редки случаи, когда гитаристы играют аккорды по всем пяти струнам. Нижнюю Ми игнорируют из-за того, что её низкое звучание создаёт лишнюю грязь при игре (особенно выше по грифу).
Терцдецимаккорды
Сами по себе терцдецимаккорды обладают джазовым оттенком, который далеко не всегда вписывается в фанк. Воспринимать терцдецимаккорд можно как видоизменённый нонаккорд, в котором на первой струне вместо ноны добавляется терцдецима (находится через лад от ноны).
Трезвучия с терцдецимой часто используются в роли проходящих аккордов — связующего звена между основным аккордом и остальной партией. К примеру, такие трезвучия отлично впишутся в те отрезки партии, где нужно перейти от основного нонаккорда к мелодической линии — терцдецимаккорд сделает переход сочным и ярким. Из-за простоты перехода между ноной и терцдецимой фанковые гитаристы часто комбинируют их, постоянно ставя и убирая палец на первой струне.
Упражнения и примеры
Разбираясь в том, как играть фанк на электрогитаре, нужно всегда помнить, что во главе угла здесь стоит ритм. Основа фанковой электрогитары — правильный тайминг и чёткость звучания. Каждый звук должен вылететь из гитары и прорываться сквозь плотную ритм-секцию.
Освоение фанка нужно начинать с отработки чёткости звукоизвлечения, тренируясь на одной струне и одной ноте. Вне зависимости от того, играете ли вы аккорды, отдельные ноты или комбинируете их, основа фанка — чёткость и точность ритмической составляющей.
Играть фанк — тяжелое дело, требующее прокачанных мышц рук. Гитарист должен чётко держать один и тот же ритм в течение долгого времени. Для постепенной прокачки рук каждое упражнение лучше играть по пятиминутной схеме. Дополнительно схема поможет выработать чувство ритма и разобраться в том, какие аккорды можно использовать в классическом фанке и сколько струн нужно использовать при игре.
КАК ЛУЧШЕ ПРАКТИКОВАТЬСЯ
- Первые две минуты: играйте упражнение очень медленно, выдерживая темп.
- Третья минута: играйте то же упражнение, но с большей скоростью (на 25-50% быстрее).
- Четвёртая минута: меняйте ритм по своему усмотрению, но не меняйте ноты и аккорды из упражнения. Так вы сможете постепенно играть фанковый чёс в любом ритме.
- Пятая минута: играйте придуманный вами ритм или ритм из упражнения с другими нотами и аккордами. В эту минуту лучше выбрать другую позицию — уйти по грифу выше или ниже, сменить струну. Так вы поймете, как играть фанк на электрогитаре в любой точке грифа и на любой струне, и сможете не сбиваясь менять содержание партии.
01 из 08Ровные линии на одном звуке в стиле Пола Джексона-младшего
Лос-Анджелесский сессионный ас Пол Джексон-младший сделал десятки фанковых и соул-записей запоминающимися. Основой стиля Пола были яркие перкуссионные линии, построенные на одном звуке. Первое упражнение закладывает основу того, как играть фанк на электрогитаре — с его помощью вы отработаете типичную игру простых и ровных линий с малым количеством звуков.
Во время исполнения этого упражнения держите медиатор под таким углом, чтобы удары приходились в корпус электрогитары. Медиатор должен падать на струну не строго сверху вниз, а под небольшим углом — так вы обеспечите более лёгкое скольжение плектра по струнам и минимизируете застревания медиатора в струнах во время чёса. Дополнительно такое направление удара придаст больше атаки звуку.
Само упражнение построено на использовании 16-х нот. Такая партия довольно трудна для руки, поэтому не торопитесь и начинайте тренировки с низкого темпа. Для развития скорости нужно помнить важный момент: для быстрой игры нужно чаще бить медиатором по струне, а не быстрее шевелить рукой. Об этом моменте мы подробнее рассказывали в этом материале.
- Как играть фанк на электрогитаре. Упражнение 01: Мелодическая линия на одной ноте 1:00
02 из 08Фанк с использованием бендов в духе Red Hot Chili Peppers
В 1990-е гитарист Джон Фрушанте добавил звучанию Red Hot Chili Peppers налёт фанка. Придя в группу, Джон разбавил статичные партии электрогитары блюзовыми бендами, ритмическим разнообразием и фанковым чёсом.
В первой части первого такта исполняется бенд на четверть тона, при этом тянется только вторая струна. Первая остаётся нетронутой и звучит так, как и должна звучать на восьмом ладу. Следите за тем, как вы исполняете бенд — сделать его нужно точно, не задев первую струну. Удары медиатором во время упражнения должны производиться сверху вниз — даунпикинг даст большую агрессивность звуку.
- Как играть фанк на электрогитаре. Упражнение 02: Стиль Джона Фрушанте из RHCP 0:56
03 из 08Фанковый грув на нонаккордах
Упражнение, основанное на партиях Джимми Нолена — что-то подобное можно услышать в известной песне Джеймса Брауна «Sex Machine». Партия построена на отрывистом звучании аккордов — каждый из них представляет собой своего рода яркую вспышку: быстро загорелся, практически моментально затух. Сама последовательность — комбинация нонаккордов (9) и терцдецимаккордов (13).
Во время игры следите за тем, чтобы между аккордами были короткие паузы — легато здесь ни к чему, исполнение должно быть отрывистым. Фанк исключает длинные тянучие аккорды, поэтому глушите струны после каждого извлечения аккорда.
- Как играть фанк на электрогитаре. Упражнение 03: Нонаккорды для фанка и соула 0:52
04 из 08Аккомпанемент в духе Chic
Нил Роджерс из Chic — настоящий мастер аккордового аккомпанемента в фанке. Упражнение основано на подходе Роджерса к гитарным партиям: в последовательности Dm-G используются секстаккорды, аккорды с удержанием (sus4) и большое количество хаммеров. Так в аккомпанемент вносится разнообразие, а партия из двух аккордов играет новыми красками и звучит намного разнообразнее.
Важной частью упражнения являются приглушённые струны (отмечены «Х»). С помощью таких звуков в партию добавляется перкуссионный элемент, создающий характерный фанковый грув. В эти момент не нужно делать что-то особенное — достаточно слегка ослабить пальцы на грифе, чтобы струна глушилась при ударе медиатором.
- Как играть фанк на электрогитаре. Упражнение 04: Аккомпанемент в стиле Chic 0:57
Простота упражнений иллюстрирует всю суть фанка — вы должны играть очень драйвово, смаковать каждый звук и извлекать ноты максимально вкусно. Большинство легендарных фанковых песен построены на паре простых аккордов и незамысловатой мелодии, но знаменитыми их сделало не само содержание, а вложенная в исполнение энергия. Стиль всегда ставил задачу заставить людей танцевать и веселиться, поэтому драйв и энергетика здесь играют важнейшую роль — вы должны «качать» людей.
Ещё одна отличительная особенность фанковой электрогитары — активное использование педали wah-wah (квакушки). Фанковые партии никогда не страдали нехваткой сочности звука, но квакушка вывела их уровень драйва на запредельный уровень. Одними из первых прелесть квакушки осознали музыканты лейбла Motown, выпускавшие десятки и сотни треков с использованием педали в 1970-х годах.
Весь секрет игры с педалью wah-wah отнюдь не в том, как и когда вы нажимаете на педаль, а в правильных действиях правой и левой руки.
Принцип работы квакушки прост: у педали существует два положения — открытое и закрытое. В открытом положении педаль не прижата, а звук постоянно квакает, в закрытом педаль прижата, звук не квакает. Промежуточные состояния педали меняют интенсивность квакания, именно в них создаётся тот самый кайфовый эффект «вау-вау». Для игры с квакушкой не нужна широкая амплитуда движений ноги, весь сок использования педали в её небольших приоткрытиях.
Следующие аудиопримеры и упражнения совмещают фанковые партии с квакушкой. Принцип отработки аналогичен тому, что был приведён выше: занимайтесь пятиминутными отрезками, постепенно наращивая темп и меняя ритмический рисунок.
Обратите внимание: каждое упражнение для квакушки сыграно дважды — сначала медленно, затем быстро. Медленный пример поможет разобрать упражнение, быстрый покажет то, как должна звучать партия.
05 из 08Простое ритмичное квакание
Статичный пример, позволяющий отработать базовые навыки игры с квакушкой. Каждый извлекаемый звук должен точно попадать в каждую долю такта и совпадать с действиями барабанщика — на каждый удар бочки и снейра должна извлекаться нота на гитаре.
Пример возвращает нас к предыдущим упражнениям, в которых партии звучали против ритма. В промежутках между долями такта нужно дополнять партию чёсом по приглушённым струнам. Чтобы играть было проще, лучше поставить малое баррэ на седьмом ладу и слегка отпускать палец от струн между долями, чтобы создать тот самый чёс.
Что касается использования квакушки: педаль должна быть открыта при извлечении нот, закрыта на приглушениях. Амплитуду нажатий можно выбрать самостоятельно, не обязательно полностью открывать или закрывать квакушку.
- Как играть фанк на электрогитаре. Упражнение 05: Простое ритмичное квакание 0:27
06 из 08Игра на слабую долю и обратный ритм
Ритмически упражнение похоже на предыдущий пример, разница в том, что играть нужно на слабую долю. Если в прошлый раз мы глушили струны между сильными долями, то здесь нужно сделать всё в точности наоборот: квакать между сильными долями, глушить струны всё остальное время.
Для упрощения игры лучше поставить малое баррэ на 12 ладу, воспользовавшись для этого безымянным или средним пальцем (кому как удобнее). Чтобы медиатор не задевал другие струны, указательный палец нужно расположить так, чтобы он глушил четвёртую струну (по возможности пятую и шестую тоже).
- Как играть фанк на электрогитаре. Упражнение 06: Игра на слабую долю и обратный ритм 0:26
07 из 08Игра на одной струне «1-через-3»
Пример построен на простой ритмической линии, подобной тем, что мы разбирали в самом начале. Суть упражнения в том, чтобы более комплексно работать квакушкой: нужно закрывать педаль каждый раз, когда извлекается чистая, а не приглушённая нота. Весь пример в итоге выстроится в схему «Один чистый звук с закрытой квакушкой, три приглушённых звука с открытой квакушкой».
Обратите внимание, что чистые ноты с закрытой квакушкой сначала извлекаются на сильную долю. Затем пример переходит к обратному ритму: чистые ноты с закрытой педалью выпадают на слабые доли.
- Как играть фанк на электрогитаре. Упражнение 07: Игра на одной струне «1 через 3» 0:26
08 из 08Полноценный фанковый рифф с квакушкой
Упражнение комбинирует всё, что было изучено ранее: здесь используется чередование одиночных звуков и аккордов, используется синкопирование, а также активно применяется квакушка. Не гонитесь за скоростью — ваша задача в том, чтобы все звуки звучали чисто и точно, а пальцы не задевали другие струны при игре.
- Как играть фанк на электрогитаре. Упражнение 08: Полноценный фанковый рифф с квакушкой 0:27
Что ещё посмотреть
Продолжить более углублённое изучение стиля и особенностей того, как играть фанк на электрогитаре можно на зарубежных сайтах. Большая часть занятий фокусируется на ритмике, составляющей основу фанка. Если заинтересовались, изучите следующие источники:
- Cyberfret.com: Funk Guitar 101. Курс, помогающий отточить игру 16-ми длительностями. Пригодится тем, кому интересно более плотное фанковое звучание.
- MelBooker Music: Funk Guitar Rhythms. Серия видеороликов, в которых Мел Букер рассказывает основы фанкового ритма и показывает распространённые базовые паттерны.
- Arlen Roth Funk Guitar Lesson. Гитарист и преподаватель Арлен Рот рассказывает о своём видении того, как играть фанк на гитаре. Автор показывает полезные гаммы и упражнения, затрагивает вопросы ритма, а также даёт советы всем, кто изучает стиль.
- Funk Guitar Strumming Techniques & Mechanics. Отличный видеокурс от гитариста Лео Ночентелли. В рамках видео Лео рассказывает о подходе к написанию гитарных партий в фанке, а также том, как создавать перкуссионные партии электрогитары.