Игра пальцами на электрогитаре позволила бывшему лидеру Dire Straits Марку Нопфлеру сформировать узнаваемое звучание, которое невозможно с кем-либо спутать. Вместе с тем фингерстайл открыл британцу путь к использованию в своей музыке нестандартных аппликатур аккордов, которые вряд ли были бы применимы, если бы он играл исключительно медиатором. Из этого материала вы узнаете четыре необычные вариации вполне обычных аккордов, встречающиеся в песнях Марка Нопфлера и Dire Straits, — все они не только послужат источником вдохновения, но и позволят добавить частичку Марка в вашу музыку.
Марк Нопфлер не нуждается в особом представлении: экс-лидер Dire Straits известен в музыкальном мире как интересный гитарист, убедительный композитор и сильный аранжировщик. Широкому слушателю же британец известен за счёт игры пальцами на электрогитаре, позволившей Нопфлеру сформировать узнаваемый гитарный звук. Тем не менее одним лишь звучанием дело не ограничивается — фингерстайл также позволил британцу использовать в своих партиях изменённые аппликатуры аккордов, по ряду причин не подходящие или неудобные при игре медиатором.
Одной из характерных особенностей аккордового словаря фронтмена Dire Straits стало использование фрагментированных аккордов, использующих только часть от основной аппликатуры. Нопфлер ловко откидывал всё лишнее в трезвучиях, оставляя только самое вкусное, и прибегал к нестандартным аппликатурам, чтобы разнообразить музыку более необычными и мелодичными аккордами. О некоторых из таких аккордов и поговорим.
⚠️ ДИАГРАММЫ
Все диаграммы в материале созданы в нашем генераторе гитарных диаграмм. Вы тоже можете создать такую диаграмму для себя — просто заходите на сайт и «рисуйте» любые аккорды или гаммы.
ВАЖНОЕ УТОЧНЕНИЕ
Важно учесть, что всё, о чём мы говорим ниже, не учитывает то, в каком строе играл музыкант. Речь в материале идёт лишь о конкретных аккордах, которые могут пригодиться вам, как гитаристу.
D/F#
Композиция «Going Home», написанная Марком Нопфлером в качестве заглавной темы к фильму «Местный герой» (1983), начинается с Ре мажора на басу Фа-диез (D/F#). При этом музыкант использует альтернативную версию аккорда, сильно отличающуюся от привычного баррэ от пятой струны.
Аккорд берётся от седьмого лада, при этом его основной тон находится не на пятой струне, а на третьей. Аппликатура D/F# легко переносится по всему грифу, позволяя брать в том же виде и другие аккорды.
- D/F# от Марка Нопфлера и Dire Straits 0:12
Csus4/G
В хите Dire Straits «Money For Nothing» хватает интересных ходов и нестандартных решений с точки зрения подхода к написанию гитарной партии. Основной рифф композиции почти целиком построен вокруг так называемых диад-аккордов и активном использовании техники дабл-стоп — приёма игры, при котором одновременно извлекаются два звука на разных струнах.
До мажор с задержанием на четвёртой ступени и на басу Соль (Csus4/G) ни разу не звучит в песне в том виде, в котором он приведён на схеме выше. Нопфлер использует аккорд частями, сначала извлекая через дабл-стоп ноты Соль и До, а затем добавляя к ним Ре. За счёт того, что Марк играет всё пальцами, а не медиатором, ему удаётся без проблем и лишних движений не только держать сам аккорд, но и удерживать необходимый темп и ритм, не задевая остальные струны.
- Csus4/G от Марка Нопфлера и Dire Straits 0:12
Dadd2
В композиции «Sailing To Philadelphia», ставшей заглавным треком второго сольного альбома Нопфлера, Марк использует Ре мажор с добавленной второй ступенью (Dadd2). Аккорд отличается непростой аппликатурой, требующей определённой сноровки и тренировки для его быстрого взятия.
Хотя речь и идёт о задействовании всех четырёх пальцев, аппликатура Dadd2 напоминает привычный До мажор (C). За счёт использования открытой первой струны в Ре мажор добавляется та самая вторая ступень (add2) — нота Ми, делающая его звучание более интересным.
- Dadd2 от Марка Нопфлера и Dire Straits 0:15
Dm/A
Ещё один частичный аккорд, встречающийся в творчестве Нопфлера — Ре минор на басу Ля (Dm/A). Гитарист часто использует фрагментированные аккорды, чтобы сделать переходы между трезвучиями более мелодичными и избавиться от «лишних» грузных звуков.
Минорное трезвучие в таком виде используется в припеве «Sultans Of Swing» вместо привычного Ре минора с баррэ от пятой струны. Аппликатура аккорда отбрасывает баррэ, оставляя только те звуки, что мы зажимаем остальными пальцами. В таком виде аккорд представляет собой минорное трезвучие с Ля в качестве самого нижнего звука.
- Dm/A от Марка Нопфлера и Dire Straits 0:12