Знание строения аккордов полезно для любого музыканта. Этот справочный материал познакомит начинающих музыкантов с тем, как выглядят и звучат базовые и продвинутые аккорды для пианино и клавишных инструментов.
Знания о строении аккордов и принципах их «взятия» на клавиатуре клавишного инструмента пригодится для исполнения и сочинения музыки, а также при студийной работе. В этом материале собраны 16 базовых и продвинутых видов аккордов для пианино и клавишных и сделали, своего рода, шпаргалку для начинающих музыкантов.
В качестве тоники (основы) используется звук До, однако материал дополнен таблицами и изображениями с транспозицией аккордов от каждого звука. Обратите внимание, что септаккорды и аккорды с надстройками сопровождаются схемами только для мажорных аккордов, так как минорные аккорды строятся аналогично, но на ступенях минора.
Вся информация, представленная в статье, теперь доступна в нашем интерактивном онлайн-каталоге аккордов для пианино PianoChords SAMESOUND. В нём больше наглядности, больше интерактивности, больше аккордов и больше информации. Переходите, добавляйте в закладки и изучайте аккорды так, как вам удобно.
СОДЕРЖАНИЕ
Основные аккорды
Два базовых вида аккорда — мажор и минор. На их основе строятся все остальные виды аккордов.
Мажорный аккорд
Мажорный аккорд состоит из трёх звуков.
Состав аккорда (на примере До мажора):
- До (С) — основной тон (тоника);
- Ми (E) — большая терция (III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень).
Пример звучания:
- До мажор
Мажорные аккорды | ||||
---|---|---|---|---|
Аккорд | Состав аккорда (англ) | Состав ступеней | Состав аккорда | Состав аккорда (англ) |
До мажор | C | I-III-V | До, Ми, Соль | C, E, G |
До диез мажор | C# | I-III-V | До диез, Фа, Соль диез | C#, F, G# |
Ре мажор | D | I-III-V | Ре, Фа диез, Ля | D, F#, A |
Ре диез мажор | D# | I-III-V | Ре диез, Соль, Ля диез | D#, G, A# |
Ми мажор | E | I-III-V | Ми, Соль диез, Си | E, G#, B |
Фа мажор | F | I-III-V | Фа, Ля, До | F, A, C |
Фа диез мажор | F# | I-III-V | Фа диез, Ля диез, До диез | F#, A#, C# |
Соль мажор | G | I-III-V | Соль, Си, Ре | G, B, D |
Соль диез мажор | G# | I-III-V | Соль диез, До, Ре диез | G#, C, D# |
Ля мажор | A | I-III-V | Ля, До диез, Ми | A, C#, E |
Ля диез мажор | A# | I-III-V | Ля диез, Ре, Фа | A#, D, F |
Си мажор | B | I-III-V | Си, Ре диез, Фа диез | B, D#, F# |
Минорный аккорд
Как и мажорный аккорд, минорное трезвучие состоит из трёх нот. Основное отличие — пониженная третья ступень в середине.
Состав аккорда:
- До (C) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень).
Пример звучания:
- До минор (Cm)
Минорные аккорды (m) | ||||
---|---|---|---|---|
Аккорд | Обозначение (англ) | Состав ступеней | Состав аккорда | Состав аккорда (англ) |
До минор | Cm | I-bIII-V | До, Ми бемоль, Соль | C, Eb, G |
До диез минор | C#m | I-bIII-V | До диез, Ми, Соль диез | C#, E, G# |
Ре минор | Dm | I-bIII-V | Ре, Фа, Ля | D, F, A |
Ре диез минор | D#m | I-bIII-V | Ре диез, Фа диез, Ля диез | D#, F#, A# |
Ми минор | Em | I-bIII-V | Ми, Соль, Си | E, G, B |
Фа минор | Fm | I-bIII-V | Фа, Ля бемоль, До | F, Ab, C |
Фа диез минор | F#m | I-bIII-V | Фа диез, Ля, До диез | F#, A, C# |
Соль минор | Gm | I-bIII-V | Соль, Си бемоль, Ре | G, Bb, D |
Соль диез минор | G#m | I-bIII-V | Соль диез, Си, Ре диез | G#, B, D# |
Ля минор | Am | I-bIII-V | Ля, До, Ми | A, C, E |
Ля диез минор | A#m | I-bIII-V | Ля диез, До диез, Фа | A#, C#, F |
Си минор | Bm | I-bIII-V | Си, Ре, Фа диез | B, D, F# |
Аккорды с задержанием
Аккорды с задержанием — трезвучия или септаккорды, в которых третья ступень (III) заменена на вторую (II) или четвёртую (IV) ступень. Аккорды для пианино и клавишных с задержанием ничем не отличаются от аналогичных аккордов для других инструментов.
Характерная черта sus-аккордов — их звучание. Отсутствие большой или малой терции в середине не даёт однозначно отнести аккорд ни к мажорному, ни к минорному ладу. Однако в контексте музыкального произведения их принадлежность к одному из двух ладов может подразумеваться.
Аккорд с задержанием на II ступень (sus2)
Состав аккорда:
- До (С) — основной тон аккорда (тоника);
- Ре (D) — большая секунда (II ступень, верхний (нисходящий) вводный тон);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень).
Пример звучания:
- До с задержанием II ступени (Csus2)
Аккорды c задержанием на II ступень (sus2) | ||||
---|---|---|---|---|
Аккорд | Обозначение (англ) | Состав ступеней | Состав аккорда | Состав аккорда (англ) |
До мажор | Csus2 | I-II-V | До, Ре, Соль | C, D, G |
До диез мажор | C#sus2 | I-II-V | До диез, Ре диез, Соль диез | C#, D#, G# |
Ре мажор | Dsus2 | I-II-V | Ре, Ми, Ля | D, E, A |
Ре диез мажор | D#sus2 | I-II-V | Ре диез, Фа, Ля диез | D#, F, A# |
Ми мажор | Esus2 | I-II-V | Ми, Фа диез, Си | E, F#, B |
Фа мажор | Fsus2 | I-II-V | Фа, Соль, До | F, G, C |
Фа диез мажор | F#sus2 | I-II-V | Фа диез, Соль диез, До диез | F#, G#, C# |
Соль мажор | Gsus2 | I-II-V | Соль, Ля, Ре | G, A, D |
Соль диез мажор | G#sus2 | I-II-V | Соль диез, Ля диез, Ре диез | G#, A#, D# |
Ля мажор | Asus2 | I-II-V | Ля, Си, Ми | A, B, E |
Ля диез мажор | A#sus2 | I-II-V | Ля диез, До, Фа | A#, C, F |
Си мажор | Bsus2 | I-II-V | Си, До диез, Фа диез | B, С#, F# |
Аккорд с задержанием на IV ступень (sus4)
Состав аккорда:
- До (С) — основной тон аккорда (тоника);
- Фа (F) — чистая кварта (IV ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень).
Пример звучания:
- До с задержанием IV ступени (Csus4)
Аккорды c задержанием на IV ступень (sus4) | ||||
---|---|---|---|---|
Аккорд | Обозначение (англ) | Состав ступеней | Состав аккорда | Состав аккорда (англ) |
До мажор | Csus4 | I-IV-V | До, Фа, Соль | C, F, G |
До диез мажор | C#sus4 | I-IV-V | До диез, Фа диез, Соль диез | C#, F#, G# |
Ре мажор | Dsus4 | I-IV-V | Ре, Соль, Ля | D, G, A |
Ре диез мажор | D#sus4 | I-IV-V | Ре диез, Соль диез, Ля диез | D#, G#, A# |
Ми мажор | Esus4 | I-IV-V | Ми, Ля, Си | E, A, B |
Фа мажор | Fsus4 | I-IV-V | Фа, Си бемоль, До | F, Bb, C |
Фа диез мажор | F#sus4 | I-IV-V | Фа диез, Си, До диез | F#, B, C# |
Соль мажор | Gsus4 | I-IV-V | Соль, До, Ре | G, C, D |
Соль диез мажор | G#sus4 | I-IV-V | Соль диез, До диез, Ре диез | G#, C#, D# |
Ля мажор | Asus4 | I-IV-V | Ля, Ре, Ми | A, D, E |
Ля диез мажор | A#sus4 | I-IV-V | Ля диез, Ре диез, Фа | A#, D#, F |
Си мажор | Bsus4 | I-IV-V | Си, Ми, Фа диез | B, E, F# |
Пауэр-аккорды на квинте (5)
Пауэр-аккорды — явление, скорее, гитарного, а не клавишного мира. Назвать их полноценными аккордами трудно, однако в некоторых ситуациях комбинация октавы и квинты в центре может быть полезна.
Состав аккорда:
- До (С) — основной тон аккорда (тоника);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- До (C) — октава (восьмая ступень).
Пример звучания:
- До пауэр-аккорд (C5)
Пауэр-аккорды на квинте (5) | ||||
---|---|---|---|---|
Аккорд | Обозначение (англ) | Состав ступеней | Состав аккорда | Состав аккорда (англ) |
До пауэр-аккорд | C5 | I-V-VIII | До, Соль, До | C, G, C |
До диез пауэр-аккорд | C#5 | I-V-VIII | До диез, Соль диез, До диез | C#, G#, C# |
Ре пауэр-аккорд | D5 | I-V-VIII | Ре, Ля, Ре | D, A, D |
Ре диез пауэр-аккорд | D#5 | I-V-VIII | Ре диез, Ля диез, Ре диез | D#, A#, D# |
Ми пауэр-аккорд | E5 | I-V-VIII | Ми, Си, Ми | E, B, E |
Фа пауэр-аккорд | F5 | I-V-VIII | Фа, До, Фа | F, C, F |
Фа диез пауэр-аккорд | F#5 | I-V-VIII | Фа диез, До диез, Фа диез | F#, C#, F# |
Соль пауэр-аккорд | G5 | I-V-VIII | Соль, Ре, Соль | G, D, G |
Соль диез пауэр-аккорд | G#5 | I-V-VIII | Соль диез, Ре диез, Соль диез | G#, D#, G# |
Ля пауэр-аккорд | A5 | I-V-VIII | Ля, Ми, Ля | A, E, A |
Ля диез пауэр-аккорд | A#5 | I-V-VIII | Ля диез, Фа, Ля диез | A#, F, A# |
Си пауэр-аккорд | B5 | I-V-VIII | Си, Фа диез, Си | B, F#, B |
Септаккорды
Септаккорды — аккорды, состоящие из четырёх звуков. Звуки в аккорде расположены по терциям.
Большой мажорный септаккорд (maj7)
Состав аккорда:
- До (С) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми (E) — большая терция (III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- Си (B) — большая септима (VII ступень).
Пример звучания:
- До мажор септ (Cmaj7)
Большие мажорные септаккорды (maj7) | ||||
---|---|---|---|---|
Аккорд | Состав аккорда (англ) | Состав ступеней | Состав аккорда | Состав аккорда (англ) |
До мажор септ | Cmaj7 | I-III-V-VII | До, Ми, Соль, Си | C, E, G, B |
До диез мажор септ | C#maj7 | I-III-V-VII | До диез, Фа, Соль диез, До | C#, F, G#, C |
Ре мажор септ | Dmaj7 | I-III-V-VII | Ре, Фа диез, Ля, До диез | D, F#, A, C# |
Ре диез мажор септ | D#maj7 | I-III-V-VII | Ре диез, Соль, Ля диез, Ре | D#, G, A#, D |
Ми мажор септ | Emaj7 | I-III-V-VII | Ми, Соль диез, Си, Ре диез | E, G#, B, D# |
Фа мажор септ | Fmaj7 | I-III-V-VII | Фа, Ля, До, Ми | F, A, C, E |
Фа диез мажор септ | F#maj7 | I-III-V-VII | Фа диез, Ля диез, До диез, Фа | F#, A#, C#, F |
Соль мажор септ | Gmaj7 | I-III-V-VII | Соль, Си, Ре, Фа диез | G, B, D, F# |
Соль диез мажор септ | G#maj7 | I-III-V-VII | Соль диез, До, Ре диез, Соль | G#, C, D#, G |
Ля мажор септ | Amaj7 | I-III-V-VII | Ля, До диез, Ми, Соль диез | A, C#, E, G# |
Ля диез мажор септ | A#maj7 | I-III-V-VII | Ля диез, Ре, Фа, Ля | A#, D, F, A |
Си мажор септ | Bmaj7 | I-III-V-VII | Си, Ре диез, Фа диез, Ля диез | B, D#, F#, A# |
Малый мажорный септаккорд (7)
В отличие от больших септаккордов, использующих большую септиму, малые септаккорды строятся с помощью малой септимы вверху.
Состав аккорда:
- До (С) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми (E) — большая терция (III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень).
Пример звучания:
- До септ (C7)
Малые мажорные септаккорды (7) | ||||
---|---|---|---|---|
Аккорд | Состав аккорда (англ) | Состав ступеней | Состав аккорда | Состав аккорда (англ) |
До мажор септ | C7 | I-III-V-bVII | До, Ми, Соль, Си бемоль | C, E, G, Bb |
До диез мажор септ | C#7 | I-III-V-bVII | До диез, Фа, Соль диез, Си | C#, F, G#, B |
Ре мажор септ | D7 | I-III-V-bVII | Ре, Фа диез, Ля, До | D, F#, A, C |
Ре диез мажор септ | D#7 | I-III-V-bVII | Ре диез, Соль, Ля диез, До диез | D#, G, A#, C# |
Ми мажор септ | E7 | I-III-V-bVII | Ми, Соль диез, Си, Ре | E, G#, B, D |
Фа мажор септ | F7 | I-III-V-bVII | Фа, Ля, До, Ми бемоль | F, A, C, Eb |
Фа диез мажор септ | F#7 | I-III-V-bVII | Фа диез, Ля диез, До диез, Ми | F#, A#, C#, E |
Соль мажор септ | G7 | I-III-V-bVII | Соль, Си, Ре, Фа | G, B, D, F |
Соль диез мажор септ | G#7 | I-III-V-bVII | Соль диез, До, Ре диез, Фа диез | G#, C, D#, F# |
Ля мажор септ | A7 | I-III-V-bVII | Ля, До диез, Ми, Соль | A, C#, E, G |
Ля диез мажор септ | A#7 | I-III-V-bVII | Ля диез, Ре, Фа, Соль диез | A#, D, F, G# |
Си мажор септ | B7 | I-III-V-bVII | Си, Ре диез, Фа диез, Ля | B, D#, F#, A |
Малый минорный септаккорд (m7)
Состав аккорда:
- До (С) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень).
Пример звучания:
- До минор септ (Cm7)
Малые минорные септаккорды (m7) | ||||
---|---|---|---|---|
Аккорд | Состав аккорда (англ) | Состав ступеней | Состав аккорда | Состав аккорда (англ) |
До минор септ | Cm7 | I-bIII-V-bVII | До, Ми бемоль, Соль, Си бемоль | C, Eb, G, Bb |
До диез минор септ | C#m7 | I-bIII-V-bVII | До диез, Ми, Соль диез, Си | C#, E, G#, B |
Ре минор септ | Dm7 | I-bIII-V-bVII | Ре, Фа, Ля, До | D, F, A, C |
Ре диез минор септ | D#m7 | I-bIII-V-bVII | Ре диез, Фа диез, Ля диез, До диез | D#, F#, A#, C# |
Ми минор септ | Em7 | I-bIII-V-bVII | Ми, Соль, Си, Ре | E, G, B, D |
Фа минор септ | Fm7 | I-bIII-V-bVII | Фа, Ля бемоль, До, Ми бемоль | F, Ab, C, Eb |
Фа диез минор септ | F#m7 | I-bIII-V-bVII | Фа диез, Ля, До диез, Ми | F#, A, C#, E |
Соль минор септ | Gm7 | I-bIII-V-bVII | Соль, Си бемоль, Ре, Фа | G, Bb, D, F |
Соль диез минор септ | G#m7 | I-bIII-V-bVII | Соль диез, Си, Ре диез, Фа диез | G#, B, D#, F# |
Ля минор септ | Am7 | I-bIII-V-bVII | Ля, До, Ми, Соль | A, C, E, G |
Ля диез минор септ | A#m7 | I-bIII-V-bVII | Ля диез, До диез, Фа, Соль диез | A#, C#, F, G# |
Си минор септ | Bm7 | I-bIII-V-bVII | Си, Ре диез, Фа диез, Ля диез | B, D#, F#, A# |
Уменьшенный септаккорд (dim7)
Уменьшенные септаккорды строятся через уменьшение всех терций. Благодаря этому в аккорде появляется тритон и большая секста. Убрав сексту наверху, можно получить обычный уменьшенный аккорд (dim).
Состав аккорда:
- До (C) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
- Фа диез (F#) — тритон (пониженная V ступень);
- Си дубль бемоль (Bbb) — большая секста (дважды пониженная VII ступень).
Пример звучания:
- До мажор уменьшенный септ (Cdim7)
Уменьшенные септаккорды (dim7) | ||||
---|---|---|---|---|
Аккорд | Состав аккорда (англ) | Состав ступеней | Состав аккорда | Состав аккорда (англ) |
До септ (уменьшенный) | Cdim7 | I-bIII-bV-bbVII | До, Ми бемоль, Соль бемоль, Ля | C, Eb, Gb, A |
До диез септ (уменьшенный) | C#dim7 | I-bIII-bV-bbVII | До диез, Ми, Соль, Ля диез | C#, E, G, A# |
Ре мажор септ (уменьшенный) | Ddim7 | I-bIII-bV-bbVII | Ре, Фа, Ля бемоль, Си | D, F, Ab, B |
Ре диез септ (уменьшенный) | D#dim7 | I-bIII-bV-bbVII | Ре диез, Соль диез, Ля, До | D#, F#, A, C |
Ми септ (уменьшенный) | Edim7 | I-bIII-bV-bbVII | Ми, Соль, Си бемоль, Ре бемоль | E, G, Bb, Db |
Фа септ (уменьшенный) | Fdim7 | I-bIII-bV-bbVII | Фа, Ля бемоль, Си, Ре | F, Ab, B, D |
Фа септ (уменьшенный) | F#dim7 | I-bIII-bV-bbVII | Фа диез, Ля, До, Ре диез | F#, A, C, D# |
Соль септ (уменьшенный) | Gdim7 | I-bIII-bV-bbVII | Соль, Си бемоль, Ре бемоль, Ми | G, Bb, Db, E |
Соль септ (уменьшенный) | G#dim7 | I-bIII-bV-bbVII | Соль диез, Си, Ре, Фа | G#, B, D, F |
Ля септ (уменьшенный) | Adim7 | I-bIII-bV-bbVII | Ля, До, Ми бемоль, Соль бемоль | A, C, Eb, Gb |
Ля септ (уменьшенный) | A#dim7 | I-bIII-bV-bbVII | Ля диез, Ре бемоль, Ми, Соль | A#, Db, E, G |
Си септ (уменьшенный) | Bdim7 | I-bIII-bV-bbVII | Си, Ре, Фа, Ля бемоль | B, D, F, Ab |
Аккорды с добавленными ступенями
Аккорды с добавленными ступенями — трезвучия или септаккорды, в которых появляются дополнительные ступени. В качестве «добавки» могут выступать нона, терцдецима и другие ступени.
Мажорный аккорд с добавленной IX ступенью (add9)
Состав аккорда:
- До (С) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми (E) — большая терция (III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- Ре (D) — большая нона (IX ступень).
Пример звучания:
- До мажор с добавленной ноной (Cadd9)
Мажорные аккорды с добавленной IX ступенью (add9) | ||||
---|---|---|---|---|
Аккорд | Состав аккорда (англ) | Состав ступеней | Состав аккорда | Состав аккорда (англ) |
До мажор с добавленной ноной | Cadd9 | I-III-V-IX | До, Ми, Соль, Ре | C, E, G, D |
До диез мажор с добавленной ноной | C#add9 | I-III-V-IX | До диез, Фа, Соль диез, Ре диез | C#, F, G#, D# |
Ре мажор с добавленной ноной | Dadd9 | I-III-V-IX | Ре, Фа диез, Ля, Ми | D, F#, A, E |
Ре диез мажор с добавленной ноной | D#add9 | I-III-V-IX | Ре диез, Соль, Ля диез, Фа | D#, G, A#, F |
Ми мажор с добавленной ноной | Eadd9 | I-III-V-IX | Ми, Соль диез, Си, Фа диез | E, G#, B, F# |
Фа мажор с добавленной ноной | Fadd9 | I-III-V-IX | Фа, Ля, До, Соль | F, A, C, G |
Фа диез мажор с добавленной ноной | F#add9 | I-III-V-IX | Фа диез, Ля диез, До диез, Соль диез | F#, A#, C#, G# |
Соль мажор с добавленной ноной | Gadd9 | I-III-V-IX | Соль, Си, Ре, Ля | G, B, D, A |
Соль диез мажор с добавленной ноной | G#add9 | I-III-V-IX | Соль диез, До, Ре диез, Ля диез | G#, C, D#, A# |
Ля мажор с добавленной ноной | Aadd9 | I-III-V-IX | Ля, До диез, Ми, Си | A, C#, E, B |
Ля диез мажор с добавленной ноной | A#add9 | I-III-V-IX | Ля диез, Ре, Фа, До | A#, D, F, C |
Си мажор с добавленной ноной | Badd9 | I-III-V-IX | Си, Ре диез, Фа диез, До диез | B, D#, F#, C# |
Мажорный аккорд с добавленной XIII ступенью (add13)
Состав аккорда:
- До (C) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми (E) — большая терция (III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- Ля (A) — терцдецима (XIII ступень, секста через нону).
Пример звучания:
- До мажор с добавленной терцдецимой (Cadd13)
Мажорные аккорды с добавленной XIII ступенью (add13) | ||||
---|---|---|---|---|
Аккорд | Состав аккорда (англ) | Состав ступеней | Состав аккорда | Состав аккорда (англ) |
До мажор с добавленной терцдецимой | Cadd13 | I-III-V-XIII | До, Ми, Соль, Ля | C, E, G, A |
До диез мажор с добавленной терцдецимой | C#add13 | I-III-V-XIII | До диез, Фа, Соль диез, Ля диез | C#, F, G#, A# |
Ре мажор с добавленной терцдецимой | Dadd13 | I-III-V-XIII | Ре, Фа диез, Ля, Си | D, F#, A, B |
Ре диез мажор с добавленной терцдецимой | D#add13 | I-III-V-XIII | Ре диез, Соль, Ля диез, До | D#, G, A#, C |
Ми мажор с добавленной терцдецимой | Eadd13 | I-III-V-XIII | Ми, Соль диез, Си, До диез | E, G#, B, C# |
Фа мажор с добавленной терцдецимой | Fadd13 | I-III-V-XIII | Фа, Ля, До, Ре | F, A, C, D |
Фа диез мажор с добавленной терцдецимой | F#add13 | I-III-V-XIII | Фа диез, Ля диез, До диез, Ре диез | F#, A#, C#, D# |
Соль мажор с добавленной терцдецимой | Gadd13 | I-III-V-XIII | Соль, Си, Ре, Ми | G, B, D, E |
Соль диез мажор с добавленной терцдецимой | G#add13 | I-III-V-XIII | Соль диез, До, Ре диез, Фа | G#, C, D#, F |
Ля мажор с добавленной терцдецимой | Aadd13 | I-III-V-XIII | Ля, До диез, Ми, Фа диез | A, C#, E, F# |
Ля диез мажор с добавленной терцдецимой | A#add13 | I-III-V-XIII | Ля диез, Ре, Фа, Соль | A#, D, F, G |
Си мажор с добавленной терцдецимой | Badd13 | I-III-V-XIII | Си, Ре диез, Фа диез, Соль диез | B, D#, F#, G# |
Секстаккорды
В классической музыкальной теории (речь не только про аккорды для пианино и клавишных, но и про все музыкальные инструменты вообще) секстаккордом называют первое обращение трезвучия. Однако в нынешней музыкальной практике под секстаккордом подразумевают четырёхзвучный аккорд, состоящий из трезвучия и добавленной сексты (VI ступени).
Мажорный секстаккорд (6)
Состав аккорда:
- До (C) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми (E) — большая терция (III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- Ля (A) — большая секста (VI ступень).
Пример звучания:
- До мажор секст (C6)
Мажорные секстаккорды (6) | ||||
---|---|---|---|---|
Аккорд | Состав аккорда (англ) | Состав ступеней | Состав аккорда | Состав аккорда (англ) |
До мажор секст | C6 | I-III-V-VI | До, Ми, Соль, Ля | C, E, G, A |
До диез мажор секст | C#6 | I-III-V-VI | До диез, Фа, Соль диез, Ля диез | C#, F, G#, A# |
Ре мажор секст | D6 | I-III-V-VI | Ре, Фа диез, Ля, Си | D, F#, A, B |
Ре диез мажор секст | D#6 | I-III-V-VI | Ре диез, Соль, Ля диез, До | D#, G, A#, C |
Ми мажор секст | E6 | I-III-V-VI | Ми, Соль диез, Си, До диез | E, G#, B, C# |
Фа мажор секст | F6 | I-III-V-VI | Фа, Ля, До, Ре | F, A, C, D |
Фа диез мажор секст | F#6 | I-III-V-VI | Фа диез, Ля диез, До диез, Ре диез | F#, A#, C#, D# |
Соль мажор секст | G6 | I-III-V-VI | Соль, Си, Ре, Ми | G, B, D, E |
Соль диез мажор секст | G#6 | I-III-V-VI | Соль диез, До, Ре диез, Фа | G#, C, D#, F |
Ля мажор секст | A6 | I-III-V-VI | Ля, До диез, Ми, Фа диез | A, C#, E, F# |
Ля диез мажор секст | A#6 | I-III-V-VI | Ля диез, Ре, Фа, Соль | A#, D, F, G |
Си мажор секст | B6 | I-III-V-VI | Си, Ре диез, Фа диез, Соль диез | B, D#, F#, G# |
Мажорный секстаккорд с добавленной IX ступенью (6/9)
Состав аккорда:
- До (C) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми (E) — большая терция (III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- Ля (A) — большая секста (VI ступень);
- Ре (D) — большая нона (IX ступень).
Пример звучания:
- До мажор секст с ноной (C6/9)
Мажорные секстаккорды с добавленной ноной (9) | ||||
---|---|---|---|---|
Аккорд | Состав аккорда (англ) | Состав ступеней | Состав аккорда | Состав аккорда (англ) |
До мажор секст с ноной | C6/9 | I-III-V-VI-IX | До, Ми, Соль, Ля, Ре | C, E, G, A, D |
До диез мажор секст с ноной | C#6/9 | I-III-V-VI-IX | До диез, Фа, Соль диез, Ля диез, Ре диез | C#, F, G#, A#, D# |
Ре мажор секст с ноной | D6/9 | I-III-V-VI-IX | Ре, Фа диез, Ля, Си, Ми | D, F#, A, B, E |
Ре диез мажор секст с ноной | D#6/9 | I-III-V-VI-IX | Ре диез, Соль, Ля диез, До, Фа | D#, G, A#, C, F |
Ми мажор секст с ноной | E6/9 | I-III-V-VI-IX | Ми, Соль диез, Си, До диез, Фа диез | E, G#, B, C#, F# |
Фа мажор секст с ноной | F6/9 | I-III-V-VI-IX | Фа, Ля, До, Ре, Соль | F, A, C, D, G |
Фа диез мажор секст с ноной | F#6/9 | I-III-V-VI-IX | Фа диез, Ля диез, До диез, Ре диез, Соль диез | F#, A#, C#, D#, G# |
Соль мажор секст с ноной | G6/9 | I-III-V-VI-IX | Соль, Си, Ре, Ми, Ля | G, B, D, E, A |
Соль диез мажор секст с ноной | G#6/9 | I-III-V-VI-IX | Соль диез, До, Ре диез, Фа, Ля диез | G#, C, D#, F, A# |
Ля мажор секст с ноной | A6/9 | I-III-V-VI-IX | Ля, До диез, Ми, Фа диез, Си | A, C#, E, F#, B |
Ля диез мажор секст с ноной | A#6/9 | I-III-V-VI-IX | Ля диез, Ре, Фа, Соль, До | A#, D, F, G, C |
Си мажор секст с ноной | B6/9 | I-III-V-VI-IX | Си, Ре диез, Фа диез, Соль диез, До диез | B, D#, F#, G#, C# |
Аккорды с надстройками
Помимо привычных аккордов из трёх-четырёх звуков, существуют аккорды из пяти-шести и более звуков. Такие аккорды для пианино и клавишных, а также других музыкальных инструментов образуются путём последовательного добавления к септаккорду дополнительных ступеней (тех самых надстроек), расположенных по терциям.
К ступеням-надстройкам относятся XI (нона), XI (ундецима), XIII (терцдецима) и другие последующие ступени. Следует отметить (и всегда помнить!), что дополнительные ступени в составе не изменяют качество септаккорда и его гармоническую функцию в ладу: к примеру, минорный септаккорд всегда остаётся минорным, какие надстройки бы не добавились в его состав.
Мажорный нонаккорд (9)
Состав аккорда:
- До (C) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми (E) — большая терция (III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
- Ре (D) — большая нона (IX ступень).
Пример звучания:
- До мажор нонаккорд (C9)
Мажорные нонаккорды (9) | ||||
---|---|---|---|---|
Аккорд | Состав аккорда (англ) | Состав ступеней | Состав аккорда | Состав аккорда (англ) |
До мажор нонаккорд | C9 | I-III-V-bVII-IX | До, Ми, Соль, Си бемоль, Ре | C, E, G, Bb, D |
До диез мажор нонаккорд | C#9 | I-III-V-bVII-IX | До диез, Фа, Соль диез, Си, Ре диез | C#, F, G#, B, D# |
Ре мажор нонаккорд | D9 | I-III-V-bVII-IX | Ре, Фа диез, Ля, До, Ми | D, F#, A, C, E |
Ре диез мажор нонаккорд | D#9 | I-III-V-bVII-IX | Ре диез, Соль, Ля диез, До диез, Фа | D#, G, A#, C#, F |
Ми мажор нонаккорд | E9 | I-III-V-bVII-IX | Ми, Соль диез, Си, Ре, Фа диез | E, G#, B, D, F# |
Фа мажор нонаккорд | F9 | I-III-V-bVII-IX | Фа, Ля, До, Ми бемоль, Соль | F, A, C, Eb, G |
Фа диез мажор нонаккорд | F#9 | I-III-V-bVII-IX | Фа диез, Ля диез, До диез, Ми, Соль диез | F#, A#, C#, E, G# |
Соль мажор нонаккорд | G9 | I-III-V-bVII-IX | Соль, Си, Ре, Фа, Ля | G, B, D, F, A |
Соль диез мажор нонаккорд | G#9 | I-III-V-bVII-IX | Соль диез, До, Ре диез, Фа диез, Ля диез | G#, C, D#, F#, A# |
Ля мажор нонаккорд | A9 | I-III-V-bVII-IX | Ля, До диез, Ми, Соль, Си | A, C#, E, G, B |
Ля диез мажор нонаккорд | A#9 | I-III-V-bVII-IX | Ля диез, Ре, Фа, Соль диез, До | A#, D, F, G#, C |
Си мажор нонаккорд | B9 | I-III-V-bVII-IX | Си, Ре диез, Фа диез, Ля, До диез | B, D#, F#, A, C# |
Мажорный ундецимаккорд (11)
Состав аккорда:
- До (C) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми (E) — большая терция (III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
- Ре (D) — большая нона (IX ступень);
- Фа (F) — ундецима (XI ступень).
Пример звучания:
- До мажор ундецимаккорд (C11)
Мажорные ундецимаккорды (11) | ||||
---|---|---|---|---|
Аккорд | Состав аккорда (англ) | Состав ступеней | Состав аккорда | Состав аккорда (англ) |
До мажор ундецимаккорд | C11 | I-III-V-bVII-IX-XI | До, Ми, Соль, Си бемоль, Ре, Фа | C, E, G, Bb, D, F |
До диез мажор ундецимаккорд | C#11 | I-III-V-bVII-IX-XI | До диез, Фа, Соль диез, Си, Ре диез, Фа диез | C#, F, G#, B, D#, F# |
Ре мажор ундецимаккорд | D11 | I-III-V-bVII-IX-XI | Ре, Фа диез, Ля, До, Ми, Соль | D, F#, A, C, E, G |
Ре диез мажор ундецимаккорд | D#11 | I-III-V-bVII-IX-XI | Ре диез, Соль, Ля диез, До диез, Фа, Соль диез | D#, G, A#, C#, F, G# |
Ми мажор ундецимаккорд | E11 | I-III-V-bVII-IX-XI | Ми, Соль диез, Си, Ре, Фа диез, Ля | E, G#, B, D, F#, A |
Фа мажор ундецимаккорд | F11 | I-III-V-bVII-IX-XI | Фа, Ля, До, Ми бемоль, Соль, Си бемоль | F, A, C, Eb, G, Bb |
Фа диез мажор ундецимаккорд | F#11 | I-III-V-bVII-IX-XI | Фа диез, Ля диез, До диез, Ми, Соль диез, Си | F#, A#, C#, E, G#, B |
Соль мажор ундецимаккорд | G11 | I-III-V-bVII-IX-XI | Соль, Си, Ре, Фа, Ля, До | G, B, D, F, A, C |
Соль диез мажор ундецимаккорд | G#11 | I-III-V-bVII-IX-XI | Соль диез, До, Ре диез, Фа диез, Ля диез, До диез | G#, C, D#, F#, A#, C# |
Ля мажор ундецимаккорд | A11 | I-III-V-bVII-IX-XI | Ля, До диез, Ми, Соль, Си, Ре | A, C#, E, G, B, D |
Ля диез мажор ундецимаккорд | A#11 | I-III-V-bVII-IX-XI | Ля диез, Ре, Фа, Соль диез, До, Ре диез | A#, D, F, G#, C, D# |
Си мажор ундецимаккорд | B11 | I-III-V-bVII-IX-XI | Си, Ре диез, Фа диез, Ля, До диез, Ми | B, D#, F#, A, C#, E |
Мажорный терцдецимаккорд (13)
Состав аккорда:
- До (C) — основной тон аккорда (тоника);
- Ми (E) — большая терция (III ступень);
- Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
- Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
- Ре (D) — большая нона (IX ступень);
- Фа (F) — ундецима (XI ступень);
- Ля (A) — терцдецима (XIII ступень).
Пример звучания:
- C13
Мажорные терцдецимаккорды (13) | ||||
---|---|---|---|---|
Аккорд | Состав аккорда (англ) | Состав ступеней | Состав аккорда | Состав аккорда (англ) |
До мажор терцдецимаккорд | C13 | I-III-V-bVII-IX-XI-XIII | До, Ми, Соль, Си бемоль, Ре, Фа, Ля | C, E, G, Bb, D, F, A |
До диез мажор терцдецимаккорд | C#13 | I-III-V-bVII-IX-XI-XIII | До диез, Фа, Соль диез, Си, Ре диез, Фа диез, Ля диез | C#, F, G#, B, D#, F#, A# |
Ре мажор терцдецимаккорд | D13 | I-III-V-bVII-IX-XI-XIII | Ре, Фа диез, Ля, До, Ми, Соль, Си | D, F#, A, C, E, G, B |
Ре диез мажор терцдецимаккорд | D#13 | I-III-V-bVII-IX-XI-XIII | Ре диез, Соль, Ля диез, До диез, Фа, Соль диез, До | D#, G, A#, C#, F, G#, C |
Ми мажор терцдецимаккорд | E13 | I-III-V-bVII-IX-XI-XIII | Ми, Соль диез, Си, Ре, Фа диез, Ля, До диез | E, G#, B, D, F#, A, C# |
Фа мажор терцдецимаккорд | F13 | I-III-V-bVII-IX-XI-XIII | Фа, Ля, До, Ми бемоль, Соль, Си бемоль, Ре | F, A, C, Eb, G, Bb, D |
Фа диез мажор терцдецимаккорд | F#13 | I-III-V-bVII-IX-XI-XIII | Фа диез, Ля диез, До диез, Ми, Соль диез, Си, Ре диез | F#, A#, C#, E, G#, B, D# |
Соль мажор терцдецимаккорд | G13 | I-III-V-bVII-IX-XI-XIII | Соль, Си, Ре, Фа, Ля, До, Ми | G, B, D, F, A, C, E |
Соль диез мажор терцдецимаккорд | G#13 | I-III-V-bVII-IX-XI-XIII | Соль диез, До, Ре диез, Фа диез, Ля диез, До диез, Фа | G#, C, D#, F#, A#, C#, F |
Ля мажор терцдецимаккорд | A13 | I-III-V-bVII-IX-XI-XIII | Ля, До диез, Ми, Соль, Си, Ре, Фа диез | A, C#, E, G, B, D, F# |
Ля диез мажор терцдецимаккорд | A#13 | I-III-V-bVII-IX-XI-XIII | Ля диез, Ре, Фа, Соль диез, До, Ре диез, Соль | A#, D, F, G#, C, D#, G |
Си мажор терцдецимаккорд | B13 | I-III-V-bVII-IX-XI-XIII | Си, Ре диез, Фа диез, Ля, До диез, Ми, Соль диез | B, D#, F#, A, C#, E, G# |
Таблицы и схемы аккордов для пианино и клавишных
Для большего удобства и наглядности мы подготовили печатные версии всех схем аккордов в материале. В архиве также приложены изображения аккордов и общая таблица со всеми представленными здесь аккордами. Печатайте и пользуйтесь: