Роб Зомби — заметная фигура рок-сцены, знаменитая своим демоническим ревущим голосом. Звукорежиссёры Джей Саммерс и Марк Вудкок, работавшие с музыкантом во время совместного тура с Мэрилином Мэнсоном The Twins Evil специально для издания Pro Sound Network рассказали про звук Роба Зомби на концертах, а заодно поделились списком используемого оборудования. SAMESOUND приводит адаптированный перевод заметки.
Летом 2018 года Роб Зомби и Мэрилин Мэнсон провели совместный тур The Twins of Evil: The Second Coming Tour (тот самый, где Мэнсон заставил фанатов раздеться перед всем залом). Музыканты в сопровождении технических команд компаний Clair Global и Battlestar Productions отыграли 29 концертов за два месяца.
Clair Global отвечали за звук Роба Зомби, Battlestar Productions работали с Мэрилином Мэнсоном. К туру привлекли несколько опытных инженеров, техников и ассистентов, а руководил обеими командами Джей Саммерс, работающий с Зомби несколько лет.
Главным звукоинженером концертов стал Марк Вудкок, отказавшийся ради тура от поездки по США с Poison. По словам представителей Clair Global, Марка выбрали не просто так: основным критерием стало его богатый послужной список, в котором значились такие имена как Babyface, Ричи Самбора, Синди Лапьер и Bush.
Команда и консоль
Для управления звуком Вудкок и Саммерс изначально выбрали консоли Yamaha Rivage PM7. Чуть позже инженеры заменили PM7 на более продвинутую PM10. По словам Вудкока, звучание PM10 настолько поразило его во время работы с Робом Зомби, что он без раздумий взял консоль в следующий тур с Pentatonix.
В работе с устройством Вудкок также отмечает эргономику консоли: до всех компонентов и регуляторов можно дотянуться без каких-либо проблем. «Yamaha Rivage PM10 мне посоветовал Тоби Фрэнсис (концертный звукорежиссёр Кэти Перри, Арианы Гранде и KISS — прим.ред.), расхваливший её звучание. Я попробовал, мне понравилось, но по настоящему я оценил удобство консоли позднее, когда поехал в пятинедельный тур с Bush», — делится впечатлениями Марк.
Тем не менее в начале тура техники пользовались PM7 — аналогичной консолью, но с меньшим количеством входов и выходов. Джей Саммерс, руководивший концертной командой инженеров и техников, и отвечавший за мониторинг аудиосигнала, впервые работал с этим устройством.
Джей присоединился к Робу Зомби только в 2018 году, заменив Стива Уолша — звукорежиссёра, долгое время работавшего с Робом и решившего наконец сменить музыкальное направление. По словам Саммерса, перед началом работы команда Clair Global прислала ему настройки от устаревшей Yamaha PM5D, чтобы он мог сконвертировать их под новую Rivage PM7.
«Мы встретились в Лос-Анджелеса и обсудили миксы и настройки предстоящего тура Роба. Стив Уолш поделился со мной своими наработками, а заодно помог во всём разобраться, чтобы тур удался на славу», — вспоминает Джей Саммерс.
Звук Роба Зомби на концертах
Говоря о концертных настройках Роба Зомби и его группы, Марк Вудкок отмечает простоту и прямолинейность. «В отличие от тех же Posion, играющих как тяжёлые песни, так и акустические баллады, звучание Роба очень простое, громкое, прямолинейное», — делится инженер.
Основную роль в звуке играет характерный рычащий вокал музыканта. «Вокал Роба отличается от большинства голосов, с которыми я работал. Он полагается на эффекты, а чистого необработанного голоса нет вообще», — рассказывает Вудкок. Так, например, в течение концерта Зомби постоянно использует пресет Eventide 519 MicroPitch Shift, встроенный в PM7 и вносящий необычные искажения и микроизменения высоты звука.
Голос обязательно обрабатывается компрессором, причём Зомби уже несколько десятков лет работает только с Rupert Neve Designs Portico 5043. «Дополнительно Роб применяет ещё ряд эффектов, придающих вокалу демонический призвук, задающий тон всему звучанию его музыки», — подытоживает Марк.
По словам Норма Сталлингса, также участвовавшего в туре, работа команды начиналась в 8 утра. Техники приезжали на площадку, настраивали оборудование и проверяли бэклайн. Работа была не такой сложной, как кажется: на разгрузку грузовика, инсталляцию и настройку уходило чуть больше часа.
Аудиосистема
Для совместного тура Роба Зомби и Мэрилина Мэнсона компания Clair Global использовала звуковые системы Cohesion. По бокам сцены инсталлировалось множество динамиков Cohesion CO-12, покрывающих все пространство перед сценой. Колонки наклонялись на 80-120 градусов, чтобы полностью охватить фан-зону и партер.
Звучание CO-12 подкреплялось восемью сабвуферами Cohesion CP-218, направленными строго вперед. Такое решение обеспечивало качественное и равномерное звучание низких частот в любой точке зала, даже на самых дальних трибунах.
Пространство за фан-зоной покрывали 8 динамиков Cohesion CO-10, установленных с левой и правой стороны сцены. С их помощью техническая команда равномерно накрывала звуком залы любого размера и характера звучания. Завершающим элементом сетапа выступала активная акустическая система Clair P2, которая, по словам Сталлингса, придавала звуку сочности.
Мониторинг
За мониторинг сигнала на сцене отвечал Джей Саммерс, задача которого заключалась в том, чтобы музыканты отчетливо слышали не только себя, но и всё, что происходит во время шоу.
Гитарист Джон 5 во время концерта полагается только на фронтальные и боковые мониторы на сцене, не используя ушные мониторы. Роб Зомби предпочитает работать с тремя сценическими фронтальными мониторами, направленными на него, а также двумя боковыми мониторами. Басист Piggy D. использует фронтальные и боковые сценические мониторы вместе с системой ушного мониторинга Alien Ears и Shure PSM 1000.
Барабанщик Джинджер Фиг использует ушные мониторы Ultimate Ears вместе с собственным микшером Speck. На его микшер я отправлял стэмы, чтобы он мог смешать микс для себя самостоятельно.
Джей Саммерс
Микрофоны
Чистый микс в зале и в системе мониторинга во многом зависит от правильного выбора микрофонов. Так, бас-бочку снимали Telefunken M82 и Shure Beta 91A, рабочий барабан и тома подзвучивались Beyerdynamic Opus 87s. Дополнительно над снейром ставили Neumann KM 187. Ещё один комплект KM 187 снимал оверхед.
Для вокала выбрали динамический микрофон Telefunken M81, который отлично передавал голос Роба Зомби для дальнейшей обработки эффектами. Микрофон подключался к микшерной консоли через беспроводную систему Shure UHF-R.
Гитары
Что касается гитар, то команда работала только с исходным сигналом, подключая инструменты в линию. По словам Вудкока, перед началом тура он пробовал подзвучить гитарные усилители и кабинеты микрофонами, но результат его не устроил.
Сигнал баса шёл в линию, а для гитар я использовал ди-боксы и преобразователи Palmer. Я пробовал подзвучивать кабинеты и усилители микрофонами, но мне не нравился звук. Тогда я вспомнил о «Палмерах», которые мы взяли с собой на всякий случай, и после нескольких тестов решил, что они звучат именно так, как мне нужно. Послушайте гитару Джона 5 на концертах — она звучит отлично.
Марк Вудкок
Доверие технической команды и музыкантов друг к другу сделало работу намного проще, а опыт команды обеспечил качественное звучание на каждом шоу. Несмотря на рассказы о доверии, Вудкок отмечает, что работа с музыкантами — не самое простое занятие.
От исполнителей никогда не приходит обратная связь или какие-либо пожелания. Это говорит о том, мы должны делать все правильно и нажимать правильные кнопки.
Марк Вудкок