Проектам не нужно больше одного эффекта реверберации — множество разных отражений быстро превращают звук в мутную кашу, да ещё и нагружают компьютер. Тем не менее существуют ситуации, когда использование реверберации допускает более креативный подход. SAMESOUND рассказывает о ситуациях, когда два и более ревербератора могут сделать трек интереснее.
Один из самых популярных советов о сведении музыки гласит: не вешайте реверберацию на все дорожки проекта. Совет отличный — многочисленность пространственных эффектов размывает микс, делает его мутным и грязным.
При всей адекватности рекомендации расценивать совет как прописную нерушимую истину не стоит. В ряде случаев в миксе можно (и нужно!) использовать несколько видов реверберации. Главное — соблюсти баланс и понимать, что и зачем вы делаете. Вот несколько ситуаций, когда два и более ревербератора однозначно пойдут на пользу миксу.
Использование отдельного эффекта реверберации для снейра параллельно с ревербератором на общем канале ударных — популярная техника обработки барабанов. Такой ход дополнительно выделяет рабочий барабан на фоне всей установки и вместе с тем помогает ему пробиться сквозь микс.
Лучше всего техника проявляется при работе с акустическими ударными и мультитреками барабанов, в которых снейр «снят» двумя микрофонами — верхним и нижним. Аккуратная обработка нижнего звука позволит сделать снейр плотнее и ярче.
Отправьте сигнал с нижнего микрофона на шину с дилэем с задержкой в районе 7-20 миллисекунд. Теперь отправьте этот сигнал на шину с реверберацией, где обработайте звук по вкусу исходя из особенностей микса. Вслед за этим смешайте обработанный звук с исходным таким образом, чтобы рабочий барабан «слился» со всей установкой, но при этом приобрёл хорошо заметный высокочастотный удар.
Подобный прием можно применить и к томам. Направьте сигнал каждого тома на отдельную шину с реверберацией. У эффекта стоит ослабить поздние отклики и усилить ранние. Затем смешайте сигналы томов так, чтобы в общем миксе количество реверберации было в районе 10%.