Проектам не нужно больше одного эффекта реверберации — множество разных отражений быстро превращают звук в мутную кашу, да ещё и нагружают компьютер. Тем не менее существуют ситуации, когда использование реверберации допускает более креативный подход. SAMESOUND рассказывает о ситуациях, когда два и более ревербератора могут сделать трек интереснее.
Один из самых популярных советов о сведении музыки гласит: не вешайте реверберацию на все дорожки проекта. Совет отличный — многочисленность пространственных эффектов размывает микс, делает его мутным и грязным.
При всей адекватности рекомендации расценивать совет как прописную нерушимую истину не стоит. В ряде случаев в миксе можно (и нужно!) использовать несколько видов реверберации. Главное — соблюсти баланс и понимать, что и зачем вы делаете. Вот несколько ситуаций, когда два и более ревербератора однозначно пойдут на пользу миксу.
Акустические ударные — сложный в сведении инструмент. Мощное и объёмное звучание установки требует особого подхода к обработке, особенно в вопросе реверберации.
К примеру, иногда реверберация нужна только отдельным барабанам, а иногда — всей шине ударных и отдельным барабанам одновременно. В последнем случае создаётся своего рода суммирующий трек, объединяющий сигналы со всех микрофонов ударных, включая отдельную шину с реверберацией всей установки.
Как и в случае с томами, обработку реверберацией всей установки лучше производить с малым количеством ранних откликов и слабыми поздними откликами. Сигналы с барабанов нужно смешать так, чтобы количество обработанного на шине сигнала составляло 3-5%.
Задача сведения в том, чтобы создать ощущение естественности звучания за счет использования различных хитростей невозможных в реальности.
Комбинация разных ревербераторов позволит сделать звучание ударных более сочным и интересным. Разные эффекты ударных на отдельных элементах установки создадут собственные, уникальные отклики окружения.