Звукорежиссеры и продюсеры пользуются референс-треками, которые помогают им подгонять миксы к желаемым результатам. Профессионально сведенные и отмастеренные референс-треки могут помочь достичь желаемого саунда бочки в хип-хопе, сформировать звучание рок-микса в районе высоких частот или получить баланс по всему частотному диапазону в других жанрах музыки.
Сотрудники компании iZotope, подарившей миру комплект инструментов для сведения и мастеринга iZotope Ozone, привели примеры референс-треков, чье сведение и мастеринг считают эталонным. По мнению iZotope, изучив то, как профессионалы работали над миксами этих песен в студии, можно повысить собственные навыки и добиваться лучших результатов при работе над собственными проектами.
Жанр: хип-хоп
Год: 2015
Продюсер: Sounwave
Звукорежиссер: Дерек Али
Мастеринг: Берни Грундман
Рассказывает Джон Симмонс, младший специалист по контент-маркетингу в iZotope:
«„Mortal Man“ — последний трек на альбоме Кендрика Ламара „To Pimp a Butterfly“, получившем премию Грэмми. Эту композицию стоит изучить всем хип-хоп продюсерам.
12-минутная песня разделена на две части. В первой части Ламар читает под аккомпанемент нежной струнной секции и тянучих духовых, дополненных басовой линией создающей мрачное настроение. Во второй части посмертное интервью 2Pac сопровождается джазовым джемом за авторством композитора и саксофониста Камаси Вашингтона. Джазовая часть была записана в виде двухчасовой импровизационной сессии с участием пианиста Роберта Гласпера.
Дэвид Ким, один из звукорежиссеров, участвовавших в записи „Mortal Man“, вспоминал, что струнная секция записывалась более чем 20 микрофонами одновременно. Каждый струнный инструмент записывался отдельным микрофоном, четыре снимали комнату, еще два — оверхед.
В первой части клавишные и гитары несколько отделены от вокала Ламара и основного бита. Эти инструменты плотно сидят в миксе, но не выбиваются вперед, часто повторяя нисходящую основную мелодию (пример можно услышать на отметке 1:14). По мере развития песни мелодия духовых становится мотивом, который повторяют другие инструменты: с помощью панорамирования и работы с уровнями звукорежиссер Дерек Али превращает участников микса в элементы, поддерживающие основной мотив (один из примеров такого хода можно услышать на отметке 3:54, где гитара в левом канале аккуратно повторяет мелодическую линию)».