Большинству миксов не хватает ширины, пространства и объёма. Причина проблем зачастую банальна — недостаточная работа со стереокартиной. Из этого материала вы узнаете, как расширить звучание своего микса простыми и доступными способами.
Взглянем правде в глаза: большинству миксов не хватает ширины, пространства и объёма. В таких записях наблюдаются проблемы со стереокартиной — элементом, расширяющим звучание и превращающим хорошие миксы в великолепные. Правильно построенное акустическое пространство отличает профессионально сведенные миксы от демо- и любительских записей.
Что такое стереокартина?
Примером правильной настройки стереокартины служит микс, в котором чётко слышен каждый инструмент. При этом слушатель может точно определить, где именно находится инструмент относительно себя — слева или справа, ближе или дальше.
Как и всё в реальном мире, стереокартина определяется тремя измерениями:
- Высотой;
- Шириной;
- Глубиной.
Высота
Высота сообщает о громкости и размерах микса, а заодно определяет, как «высоко» он может звучать. Высота создаётся правильной настройкой уровней громкости и эквализацией.
За счёт выстраивания инструментов по уровням и устранения частотных проблем, мы создаём вертикаль в миксе. В итоге инструменты могут звучать друг над другом: например, барабаны оказываются ниже гитар, а вокал — выше клавишных.
Ширина
Ширина рассказывает, как движется звук от одной стороны микса к другой. Она же показывает, насколько большое расстояние может пройти сигнал по пути от левого канала до правого.
Чем шире микс, тем больше в нём места для позиционирования инструментов. Чем больше места в миксе, тем просторнее он звучит: инструменты не сбиваются в кучу и не выглядят зажатыми.
Достичь ширины можно различными способами. Тем не менее ключевым инструментом в вопросе расширения композиции является панорамирование.
Глубина
Глубина микса определяет, насколько далеко инструменты находятся друг от друга в миксе. За счёт глубины звукорежиссёр может расположить гитары ближе к слушателю, а синтезаторы — дальше от него.
Глубина создаётся с помощью пространственных эффектов и задержки — реверберации и дилэя. Грамотная работа с пространством делает микс глубже и объёмнее.
Как расширить звучание микса
Стереорасширение — ключ к профессионально звучащим миксам. Правильное расположение дорожек и свобода сигналов относительно друг друга делают композиции воздушнее, просторнее и объёмнее.
Большая часть советов, приведённых ниже, связана с шириной микса. Тем не менее во время сведения нужно уделить одинаковое внимание каждому из трёх компонентов-измерений, чтобы получить максимально широкую, живую и глубокую картину. Работать с одним измерением, игнорируя другие, неправильно — только взаимодействие всех трёх компонентов обеспечивает качественно выстроенную стереокартину.
Помните: мастеринг выявляет как лучшие качества микса, так и худшие. Это касается и ширины звуковой картины. Делайте мастеринг только после того, как добьетесь широкого и объёмного звучания своих песен.
Стереокартина также зависит от грамотного расположения микрофонов в помещении во время записи, однако это тема для отдельной статьи. Сегодня речь пойдёт исключительно о методиках расширения стереополя во время сведения музыки.
Работа с миксом в моно
Одна из основных проблем, мешающих формированию стереополя, заключается в конфликтах между частотами музыкальных инструментов. Чтобы устранить недостатки, нужно найти баланс между всеми частотами по всему диапазону. В противном случае композиция будет звучать плоско, мутно и пусто, а сама она быстро утомит слушателя.
Отправной точкой при формировании стереополя может стать сведение микса в моно. Объединение всех инструментов в один канал упрощает определение моментов, в которых частоты инструментов сталкиваются между собой и мешают друг другу.
Чаще всего причиной частотного дисбаланса становится маскировка частот — психоакустический феномен, создающий эффект, при котором громкие звуки скрывают более тихие сигналы в том же частотном диапазоне. Знание о существовании этого эффекта крайне важно — звукорежиссёр не должен дать себя обмануть.
Сведение в моно создаёт очень узкую версию микса, в которой все инструменты оказываются прямо перед вами. В таком миксе значительно проще искать и устранять проблемы с балансом частот. Если микс хорошо звучит в моно (без панорамирования, реверберации и дилэя), сделать его звучание в стерео сочным и ярким будет намного легче.
Эквализация «зоны присутствия»
«Зона присутствия» находится в диапазоне от 2,5 до 5 кГц. Это самый чувствительный и легко воспринимаемый человеческим слухом отрезок спектра, звуки которого привлекают внимание слушателя в первую очередь.
Любой звук в диапазоне 2,5-5 кГц кажется нам ближе, чем он есть на самом деле.
В зоне присутствия часто создают пространство для основного вокала, выделяя и подчёркивая его в миксе. Приём классический и популярный, однако диапазон можно отводить и для других участников микса — тех, на кого вы хотите обратить внимание слушателя.
Вместе с тем стоит быть аккуратным при работе с этой областью — широко звучащий микс не должен перегружать диапазон. Как только в зоне присутствия появляется слишком много инструментов, стереокартина сужается, а участникам микса становится тесно.
Для контроля наполнения диапазона поместите на мастер-канале спектральный анализатор (или эквалайзер с таким функционалом) и проверяйте количество информации в области от 2,5 до 5 кГц. Если в этом отрезке окажется слишком много данных, активнее работайте эквалайзером, освобождая диапазон от нежелательных элементов.
По-настоящему широкий микс начинается с чистой зоны присутствия — помещайте туда только самое важное, а всё остальное выводите за её пределы. Чтобы узнать подробнее о том, в каких частотах «живут» различные инструменты, используйте наглядную таблицу звуковых частот.
Использование реверберации
Реверберация — классический инструмент для добавления ширины и глубины миксам. Использование реверберации расширяет стереокартину в целом, дает каждому звуку больше пространства для жизни в миксе.
Существует множество видов реверберации и техник использования этого эффекта для расширения микса. Каждый из видов и приемов добавит вашей музыке глубины и жизни, но к работе с этим эффектом нужно подходить с умом: правильный подбор эффекта наполнит звук жизнью, неправильный — резко изменит его характер до неузнаваемости.
Так или иначе многое здесь зависит от самого звука, а не эффекта. Поэтому ищите подходящую реверберацию и методику работы с ней, чтобы добавить своим миксам энергетики и мощи.
Хорошим подспорьем для начала станет эффект типа Hall Reverb. Использование этого эффекта с коротким временем спада (затухания) позволит добавить необходимую глубину и ширину без негативного изменения характера звука.
Панорамирование
Панорамирование — ключевой элемент создания широкой стереокартины. С помощью панорамы звукорежиссёр может расположить инструменты или отдельные частотные области в конкретной точке стереополя.
Расположение инструментов основывается на звучании всего микса в целом. Тем не менее существует несколько простых советов и правил, помогающих точнее расположить сигналы в пространстве.
- Низкие звуки — в центре. Так как низкие частоты обычно задают ритмику всему миксу, не панорамируйте их. Пусть они останутся строго по центру, выступая в роли стержня микса.
- Баланс между левым и правым каналом. Человеческий мозг старается центрировать всю информацию, поступающую с разных сторон. Держите левый и правый канал в балансе между собой, чтобы избежать размытия картины. Особое внимание уделите зоне присутствия, о которой говорилось выше. Тем не менее помните, что баланс громкости между правым и левым каналом не гарантирует общего баланса стереокартины. Если один из каналов более насыщен по информации, стереокартина будет страдать от дисбаланса.
- Основная вокальная линия — в центре. Держите основной вокал всегда в центре — так он будет находиться прямо перед слушателем, звучать ярко и сочно. Сдвигайте вокал только в случае острой необходимости (например, чтобы подчеркнуть какую-либо концептуальную идею).
Панорамируйте ушами, а не глазами. Не смотрите на ручки и регуляторы! Главное в этом деле — общее звучание. Закройте глаза и панорамируйте инструменты до тех пор, пока не найдете для каждого идеальную точку в пространстве микса.
ПАНОРАМИРУЙ ПРАВИЛЬНО/strong>
Всему свое место: панорамирование инструментов во время сведения музыки
Даблтрекинг
Даблтрекинг — классическая и эффективная методика достижения широкой стереокартины. Суть приёма заключается в использовании двух сигналов одного инструмента, разведённых в противоположные стороны (к примеру, один полностью влево, второй — полностью вправо).
По отдельности сигналы зачастую звучат плоско и скучно, однако включённые вместе создают объём и глубину в миксе.
Не обязательно записывать сигнал для двух дорожек по отдельности. Отличающегося звучания можно добиться с помощью разной эквализации и применения различных эффектов для каждого канала.
Микрошифтинг (микросдвиги)
Микрошифтинг представляет собой «ловкую» технику создания насыщенной стереокартины. Благодаря ему каналы звучат особенно широко и кажутся объёмнее и больше, чем есть на самом деле.
Для создания микросдвигов возьмите какую-либо стереодорожку и выставите её по центру микса. Затем создайте две копии этого трека, чтобы в проекте появились три одинаковые дорожки.
На вторую и третью копию дорожки добавьте питч-шифтер, например, Antares Auto-Tune или любой бесплатный. С помощью питч-шифтинга понизьте звучание одной дорожки на 5-10 центов, а звучание второй — повысьте на 5-10 центов.
Следом панорамируйте один трек строго влево, другой — вправо, и слегка понизьте их громкость. Включив одновременное воспроизведение трёх дорожек, вы заметите значительное расширение стереокартины.
Приём простой, однако увлекаться им не стоит, при слишком активном использовании микс быстро превратится в кашу. Чтобы микрошифтинг сработал так, как задумано, лучше выбрать один или два инструмента, которые, по вашему мнению, могут значительно расширить стереополе трека и обработать их автотюном.
Эффект Хааса
Эффект Хааса (англ. Haas Effect) — особая техника использования дилэя, увеличивающая стереополе микса. Во многом эффект напоминает даблтрек, однако главный его плюс состоит в том, что он расширяет сигнал без изменения его тембральных характеристик.
Как создать эффект Хааса в своём проекте:
- Дублируйте стереодорожку и активируйте на неё дилэй в режиме сайдчейн.
- Настройте время задержки эффекта в пределах до 30 мс, но не больше.
- Панорамируйте оригинальную дорожку строго влево, копию — вправо. Активировав воспроизведение обеих дорожек, мозг воспримет информацию так, как будто мы слышим одну, но очень широко звучащую дорожку.
Несмотря на простоту, эффект Хааса создаёт проблемы с фазой в моно-режиме. Суммируясь, дорожки перекрывают друг друга, что приводит к снижению громкости. Чтобы исправить этот недостаток, создайте ещё одну копию оригинального сигнала и поместите его в центре микса — это сохранит громкость и сочность звучания.
Источник: LANDR Journal, Stereo Widening: 7 Simple Ways to Give Your Mix Width