Исполнитель и автор песен Чарли Пут показал интересную, но непростую методику записи, редактирования и обработки вокала в Pro Tools. Используя фразу из двух слов, Пут разбивает её на множество мелких компонентов, записывая каждое слово по несколько раз, а затем кропотливо расставляя их по проекту.
Мы привыкли, что вокал в поп-музыке зачастую звучит просто: мы слышим убедительный и приятный голос, который, вроде бы, не проходил через десятки кругов изменения и обработки. Однако такое восприятие обманчиво: копнув чуть глубже, станет заметно, что в большинстве случаев обработка голоса — это кропотливый и достаточно длительный процесс.
В рамках собственного мастер-класса по написанию и продюсированию поп-песен Чарли Пут показал методику обработки голоса, вдохновлённую песнями Майкла Джексона и Куинси Джонса. В приведённом ниже отрывке певец работает с фразой из двух слов («hope’s up») и показывает, как с помощью разбития фразы на две части и редактированию и наложению дорожек создать комплексную вокальную дорожку.
По словам Пута, подобная комплексная методика работы с вокалом была подсмотрена им у продюсера Райана Теддера. Чтобы добавить глубины, исполнитель записывает каждое слово по несколько раз, делая «то же, что и Куинси Джонс с Майклом Джексоном при записи голоса в „We Are The World“».
[Во время записи вокала в «We Are The World] Куинси попросил Майкла отойти от микрофона и петь как бы голосами разных персонажей. В итоге Майкл пел одним голосом очень близко к микрофонам, вторым — очень далеко от них, третьим — на среднем расстоянии, благодаря чему у него был большое и приятное сочетание [вокальных партий].
Чарли Пут
В ролике Пут демонстрирует похожую методику записи слоёв, а затем работу с проектом. В частности, музыкант уделяет особое внимание расставлению дублей в проекте, идеально синхронизируя их между собой. При этом, как отмечает музыкант, то же самое можно сделать с помощью плагина Synchro Arts VocalAlign, однако «нет ничего лучше, чем ваши глаза и физическое перемещение курсором».
Вместе с тем мастер-класс не обошёлся без использования автотюна, с помощью которого Чарли собирает стек «вокала Франкенштейна». Позднее исполнитель дописывает к нему дорожку с нормальным голосом, что избавляет партию от неестественного звучания.
Кропотливая работа Пута также напоминает методику работы с вокалом Дэвида Боуи во время записи композиции «Heroes» (1977). В частности, работая над песней, звукорежиссёр Тони Висконти использовал несколько дублей вокала, записанных на разном расстоянии от микрофона. Более подробно об особенностях вокала Дэвида Боуи в этом треке читайте здесь.