Некоторое время назад мы выпустили кавер на песню группы Кино «Мама, мы все тяжело больны». Первая цель, которую мы преследовали этим роликом, продемонстрировать, что многие отечественные песни по своей сути ничем не хуже западной музыки. Проблема здесь в том, что им не хватает более интересных аранжировок. Чтобы нагляднее донести эту мысль, мы выбрали с десяток песен и стали искать параллели: кто бы из зарубежных групп мог спеть тот или иной трек, какая стилистика подошла бы композициям?
Так собралось несколько комбинаций треков, исполнителей и жанров: например, песню «Каскадеры» группы Земляне могли бы успешно и интересно исполнить Lordi, треки популярного нынче Алексеев хорошо бы звучали в репертуаре Poets Of The Fall, а позднему Цою, времен Группы Крови, прекрасно подходит стилистика синтвейва. Собственно, на Цое и остановились для нашего эксперимента.
Вторая цель была проще: показать, что качественные треки можно записать дома на том оборудовании, что вам доступно — здесь помогут всевозможные плагины и библиотеки сэмплов. В конце концов, содержание часто побеждает качество: примеров того, когда сделанные на коленке дрова выходили в топ — масса. Чтобы донести свои идеи до слушателя не нужны дорогие студии, команда продюсеров и авторов — все можно сделать дома.
Конечно, тут мы лукавим — многое зависит от конечных целей: если вы собираетесь звучать из каждого утюга и хотите записать стопроцентный радиохит, то без хорошей студии и команды помощников и руководителей не обойтись. Но опять-таки, наша идея в другом — донести свои идеи до слушателей в максимально возможном качестве, и судя по получившемуся результату, это более чем возможно. По крайней мере звучать все будет вполне достойно.
Сразу оговоримся по самому каверу и нашей идее. Во-первых, мы не профессиональные вокалисты или звукорежиссеры уровня Криса Лорд-Элджи. Мы спродюсировали трек своими силами и сделали все на том оборудовании, что было у нас в наличии.
Собственно, во всем этом безобразии участвовала MIDI-клавиатура Arturia MiniLab mkII, аудиоинтерфейс Audient iD14, микрофон sE Electronics SE2200 и DAW Logic Pro X. Но это все не важно: примерно того же результата можно добиться в любой DAW, на любой платформе, с любой картой и почти любым микрофоном. Было бы желание.
Во-вторых, рассказывать обо всем мы будем максимально просто и даже кондово — идея в том, чтобы вы поняли зачем и что было сделано. Кидаться в нас какашками, говорить о том, что наши методы какие-то тупые кривые и тупые, а также поносить вокально-инструментальные навыки можно в комментариях. Всё равно сути идеи это не изменит — мы собираемся показать, что любой музыкант, горящий желанием высказаться и донести свою идею до публики (пусть и в жанре синтвейв или синти-поп), с любым уровнем оснащения и опыта работы и исполнения, может сесть и сделать трек.
Итак, поехали творить.
ДОПОЛНЯЕМЫЙ МАТЕРИАЛ
По мере готовности новых видеороликов, мы будем дополнять этот материал как самими видео, так и текстовыми пояснениями и скриншотами. После выхода всех видео, статья примет вид объёмного руководства по продюсированию синтвейва.
Как писать синтвейв: видеоверсия
Обзор проекта, создание кика и снейра
Хай-хэт, эффекты, тома и шина ударных
Сэмплы
кик и снейр Тома, хэт, хлопки, крэш
К этому моменту драм-машина полностью готова: все элементы настроены по звуку, уровням и панораме, сигналы собраны на общей шине Drums. Именно здесь формируется окончательное звучание драм-машины и склейка всех её разрозненных элементов между собой.
[ai_playlist id=»108918″]
Первым делом мы отредактировали атаку и сустейн инструмента, сделав его более мягким. Для этих целей использовался плагин SPL DrumXchanger от Plugin Alliance, который послужил нам редактором транзиентов и добавил панча. Интерфейс плагина встречает большим количеством регуляторов, но мы работали только двумя ручками: Attack и Sustain в секции Original.
Атака была ослаблена на 1,5 пункта, сустейн усилен на 3 пункта. По желанию параметры можно изменить сильнее, заставив драм-машину или постукивать где-то вдалеке, или лупить со всей силы по ушам. Выбор значений здесь во многом зависит от ваших предпочтений и самого микса: хотите более агрессивное звучание — крутите атаку и сустейн правее, любите мягкость — левее.
[ai_playlist id=»108921″]
Следом за SPL DrumXchanger на шину добавили сатуратор u-he Satin, который мы уже использовали для бочки. Настройки простые: усилили сигнал на входе ручкой Input, компенсировали усиление ручкой Output.
Задача сатуратора в том, чтобы дополнительно раскачать низ драм-машины, избавиться от некоторой современной стерильности и сделать сигнал более винтажным и вместе с тем плотным. По желанию можно поиграться регуляторами Speed IPS и Pre-Emphasis: в крайнем правом положении звук становится максимально чистым, в крайнем левом — грязным и даже дешёвым.
[ai_playlist id=»108923″]
После всех манипуляций сигнал стал объёмнее, но элементам драм-машины всё равно не достаёт плотности и слаженности. Чтобы инструмент приобрёл нужный нам звук и обзавёлся винтажным шипением, мы добавили на шину эквалайзер Waves VEQ3.
С его помощью мы ослабили средние частоты на 4,1 дБ, нацелившись регулятором MF на отметку 3,8 кГц. Чтобы компенсировать возможные потери в высоких частотах, мы повернули ручку HF на 12 кГц и усилили сигнал на 1 дБ. В дополнение к этому также усилили сигнал на выходе на 0,5 дБ.
[ai_playlist id=»108925″]
Вишенкой на торте стал компрессор Waves SSLComp. При обработке мы немного поджали сигнал, руководствуясь популярными советами из Сети: соотношение 4:1, быстрая атака в районе 1 мс, очень медленное затухание в районе 1-1,2 секунд, порог срабатывания в 8 дБ.
Такие настройки сделали драм-машину не только громче, но и окончательно отполировали её сигнал, склеили все элементы между собой.
[ai_playlist id=»108927″]