Укрощение высоких частот в миксе — непростая задача, особенно для тех, у кого мало опыта в сведении музыки. Область высоких частот быстро выходит из-под контроля и становится неуправляемой. Соблюсти баланс довольно сложно: перекрутили — высокие начали резать слух, недокрутили — убили всю жизнь в миксе.
Для тех, кто столкнулся со сведением высоких частот впервые или не обладает в этом вопросе достаточным опытом, компания iZotope опубликовала заметку с советами по работе с этой областью. Редакция SAMESOUND.RU публикует адаптированный перевод заметки.
Другие советы от iZotope
Советы от iZotope: 5 методик использования дилэя для оживления треков
Двухминутные советы от iZotope о сведении музыки
Сведение музыки: 5 примеров качественных миксов от iZotope
Вокальные миксы: 5 примеров отличного сведения вокала по мнению iZotope
4 референс-трека от iZotope, с которыми стоит ознакомиться каждому музыканту
Если с балансом все в порядке, но верх все равно звучит так себе, то стоит проверить микс на предмет некоторых распространенных проблем.
- Слишком много верха? Подрежьте диапазон в районе 3-8 кГц. Вместе с тем можно сделать очень плавный буст частот в районе нижнего низа, который аккуратно подавит верх в миксе.
- Высокие звучат пусто и тупо? Аккуратное небольшое усиление в районе 10-15 кГц избавит от такого эффекта. Тем не менее с таким бустом нужно быть осторожнее: тарелки, хай-хэт, ярко звучащие синтезаторы и другие инструменты с выраженным и богатым верхом могут стать резкими и противными на слух.
- Если вокал, гитары или синтезаторы не могут пробиться через микс, усильте диапазон в районе 3-5 кГц. Делать это лучше на каком-то одном инструменте: когда такой подъём появляется у нескольких одновременно звучащих элементов, микс приобретает шипящий саунд.
Человеческий слух особо чувствителен к бустам эквалайзера — даже усиление на 1 дБ может звучать как слишком сильное. В таких случаях лучше подрезать частоты перед тем диапазоном правки. Эффект будет тот же, только верх усилится не за счёт точного буста, а благодаря ослаблению частот вокруг.