Стриминговые музыкальные сервисы ставят независимых музыкантов в невыгодное положение, позволяя крупным лейблам получать «львиную долю доходов от подписки». К такому выводу пришли исследователи из Университета Восточной Англии, изучившие условия на рынке и заработок на стриминге музыки.
Отчёт «Потоковое воспроизведение музыки: равны ли условия для всех?» (англ. Music Streaming: Is It a Level Playing Field?) был опубликован в конце февраля 2021 года. Авторами исследования стали профессора Норвичесской бизнес-школы и Центра конкурентной политики Университета Восточной Англии Амелия Флетчер и Питер Ормоси, и основатель исследовательской компании RepEx B.V. Дэниел Анталь.
Исследование отмечает всё более важную роль стриминга в распределении доходов на музыкальном рынке. По мнению авторов, потоковая передача музыки по-настоящему оживила музыкальную индустрию, а выручка от стриминга увеличивается в среднем на 50% ежегодно. На фоне фундаментальных изменений в потреблении и распространении музыки индустрия столкнулась с небывалым усилением конкуренции на рынке.
«Стриминг стал важнейшим путём на рынок для всей записанной музыки, а в будущем, вероятно, роль потоковой передачи только усилится», — пишет профессор Ормоси в отчёте. — «Такие стриминговые платформы как Spotify платят лейблам вознаграждение, рассчитывающееся на пропорциональной основе: из общего дохода платформы от потоковой передачи музыки выделяется та часть, которая принадлежит лейблу на основе воспроизведения контента [в собственности лейбла]».
По словам Ормоси, в ходе исследования учёные пытались выяснить, как потоковые платформы поддерживают или, наоборот, искажают честную конкуренцию между различными типами музыки и их создателями. Вместе с тем исследователи постарались выяснить, находятся ли исполнители и лейблы в равных условиях на рынке музыкального стриминга.
Как выяснили исследователи, большой тройке звукозаписывающих компаний, состоящей из Universal Music, Sony BMG и Warner Music, принадлежит около 67,5% всей записанной в мире музыки. Более того Universal Music и Sony BMG владеют долями в Spotify — компаниям принадлежит 3,5% и 2,9%, соответственно. В то же время другая популярная стриминговая площадка — Deezer — частично принадлежит Access Industries, материнской компании Warner Bros и Warner Music.
По мнению Ормоси, рынку стриминга нужна большая прозрачность в вопросе курирования плейлистов и работы алгоритмов рекомендаций на музыкальных площадках. Авторы исследования утверждают, что помимо того, что лейблы забирают львиную долю доходов от музыки себе, они ещё и придумывают способы дополнительного уменьшения заработка музыкантов.
В частности, опасения учёных вызывает функция Spotify Discovery Mode. Платформа предлагает музыкантам приоритетное попадание в плейлисты и рекомендации в обмен на сниженную ставку роялти. Несмотря на то, что предложение сервиса кажется выгодным, авторы исследования называют его «ещё одним шагом в направлении к коммерциализации доступа к плейлистам» на площадке.
Фактически сервис забирает у музыкантов ещё одну часть от и так небольших доходов, в обмен на продвижение на платформе. Тем не менее алгоритмы работы рекомендаций не раскрываются, а музыканты не знают, попадает ли их музыка на самом деле в плейлисты и списки рекомендуемой музыки.
Пропорциональное распределение доходов между авторами и правообладателями казалось справедливым решением. Однако, вопреки надеждам представителей индустрии, всё это привело к стимулированию неконкурентных практик и искажению реальных показателей заработка исполнителей.
Стриминговые сервисы обещали «ориентированную на пользователя систему оплаты», гарантировавшую, что заработок на стриминге музыки станет более прогнозируемым. Представители Spotify обещали, что выплаты подписчиков за доступ к сервису будут идти напрямую артистам и лейблам, которых они чаще слушают. Система вроде бы работает, однако всё равно отдаёт предпочтение музыкантам, подписанным на лейблах.
«Равные и честные правила игры важны не только для исполнителей, но и для потребителей, если смотреть в долгосрочной перспективе», — отмечает Ормоси. — «Нарушение правил конкуренции препятствует инновациям, вредит музыкальному разнообразию на площадках. Искажение конкуренции негативно влияет на перспективы заработка начинающих музыкантов и более нишевых исполнителей, чья музыка пользуется спросом у сильно ограниченного круга слушателей».
Один из соавторов исследования, профессор Амелия Флетчер отмечает большие надежды, возлагавшиеся на стриминговые площадки со стороны музыкантов. В 1980-х годах Флетчер была участницей инди-групп Talulah Gosh и Heavenly и могла только мечтать о достойном заработке на своей музыке. Стриминг казался идеальным вариантом для музыкантов жить только за счёт доходов с потокового воспроизведения музыки, но чуда не произошло.
Как и 40 лет назад, современный независимый музыкант не может рассчитывать на достойный заработок на своей музыке. Доходов от воспроизведения музыки на всех возможных потоковых площадках попросту не хватит на жизнь.
В ноябре 2020 года исполнительница Надин Шах, номинированная на премию Mercury Prize, рассказала, что даже популярные независимые исполнители не получают нормальных доходов от своей музыки. Во время слушаний в рамках расследования экономики рынка музыкального стриминга, инициированного Министерством культуры, СМИ и спорта Великобритании, девушка отметила, что доходов едва хватает на то, чтобы оплатить аренду жилья.
Исполнительница рассказала, что рост популярности в музыкальных кругах никак не повлиял и не увеличил её заработок, что совершенно не справедливо. Слова Шах подтвердили некоторые другие музыканты, среди которых Гай Гарви из Elbow и Эд О’Брайен из Radiohead. По мнению О’Брайена, доходы от стриминга музыки нестабильны и ставят молодых музыкантов на грань бедности.
«Заработок на стриминге моей музыки недостаточен, чтобы „держать волка подальше от двери“», — рассказывала Надин Шах. — «[Я, как] исполнитель с солидным профилем, со значительной базой поклонников и признанием критиков не зарабатываю достаточно денег на потоковом проигрывании моей музыки. Сейчас я нахожусь в положении, когда пытаюсь свести концы с концами и заплатить за квартиру, и мне неловко говорить об этих проблемах публично. Я попросту в растерянности [от такого положения вещей]».
Если не считать призывов к большей прозрачности, исследование представителей Университета Восточной Англии не предлагает способов изменения положения дел, хотя и намекает на необходимость принятия мер, повышающих заработок на стриминге музыки. По словам учёных, цель исследования — обратить внимание на проблему неравенства распределения доходов между лейблами, подписанными и неподписанными исполнителями.