Манера игры на акустической гитаре Джеймса Тейлора является популярной и узнаваемой на протяжении почти 40 с лишним лет. Сформировавшись в 1970-е годы, она оказала влияние на многих поэтов-песенников во всем мире. Да, он не самый выдающийся гитарист на свете, далеко не виртуоз. Тейлор использует гитару, в первую очередь, как аккомпанемент своему вокалу. Но даже несмотря на это у него есть чему поучиться.
Тейлор контрастирует со многими музыкантами, аккомпанирующими себе на гитаре в стиле фингерстайла, исполняющими блюз и фолк. Его манера игры базируется на основах игры на фортепиано. Он играет на своей акустической гитаре подобно пианисту, который активно использует педаль сустейна для придания звуку красоты, протяжности и легкости, а также уделяет особое внимание «перетеканию» одних звуков в другие.
Такой подход, несомненно, требует очень аккуратного выбора нот и навыков игры на инструменте. Любая нота играется (или пропускается в аккордах) с расчетом на звук и эффект, которого хочет добиться музыкант.
Специально для наших читателей мы сделали более развернутый разбор техники игры Джеймса Тейлора, который основывается на видео мастер-классе музыканта, который он сделал для журнала Guitarist.
Пример 1
Джеймс начинает данный пример с своеобразного фингерпикинга. Обратите внимание на то, как он подводит слушателя к новым аккордам и развитию композиции. Это хорошо прослеживается в 6 и 7 тактах, где играется аккорд Gadd9 (соль мажор с добавленной ноной), к которому нас подводит использование F# (фа-диез), а затем логику композиции развивает использование Bm (си-минора).
Сам Тейлор характеризует данную часть следующим образом: «Аккорды в этом месте появляются, как логическое продолжение друг друга. С другой стороны, каждый из этих аккордов независим и самостоятелен. Вообще то, как я исполняю эту часть значительно отличается от обычной игры на гитаре боем. Я начинаю аккорд с баса, а затем добавляю его основные звуки. Можно сказать, что я разбиваю аккорд в ритме и темпе композиции, но он все равно звучит полноценно со всех сторон».
Пример 2
Ниже можно посмотреть список аккордов, которые, по мнению самого Тейлора, являются самыми характерными для его саунда и манеры исполнения.
1. E/A (Ми мажор с басом ля). На данный аккорд можно взглянуть с двух сторон. С одной стороны, как на тризвучие в E (ми мажоре), но с басом А (ля). С другой стороны на аккорд можно взглянуть, как на вариант Amaj7 (Ля мейдж септаккорд). Тейлор заменяет C# (до диез) на B (си), так что можно сказать, что это Amaj7sus2 (Ля мейдж септаккорд с задержанной второй ступенью).
2. Bm11 (Си-минор ундецимаккорд). Этим аккордом всегда хорошо заменять привычные Bm/Bm7 (си-минорный и си-минорный септаккорды). Помимо всего прочего, в аккорде есть некоторая пространственность, намек на двусмысленность, отсутствие ярко выраженного окраса благодаря ноте А (ля) на втором ладу третьей струны.
3. Eadd9 (ми мажор с добавленной девятой ступенью). Этот аккорд является основой знаменитой стинговской Every Breath You Take. Структура аккорда, используемого Тейлором, несколько проще для игры в первой (открытой) позиции. К тому же, им можно смело заменять обычный Е (ми мажор).
4. Aadd9 (ля мажор с добавленной ноной). Аналогичный предыдущему аккорд, но построенный от 5-й струны.
5. Amaj7 (Большой мажорный ля септаккорд) и E7sus4 (ми-мажор септаккорд с задержанной 4 ступенью). Джеймс обычно использует эти аккорды вместе, соединяя их красивыми переходами или обыгрыванием баса.
Пример 3
Пример в духе латинской музыки с использованием приемов и принципов игры, показанных в Примере 1. Фактически, Джеймс сменяет аккорды другими через использование одной ноты следующего аккорда.
Пример 4
Сложность с использованием одних и тех же излюбленных аккордов заключается в том, что их не всегда можно перевести в другую тональность. В некоторых тональностях взять подобные аккорды даже с помощью баррэ — непростое дело. Выход, как всегда, прост — используйте каподастр!
В этом примере Тейлор играет, в принципе, те же аккорды, но только с использованием каподастра на 2 ладу. Таким образом аккорды звучат на целый тон выше.
«Я очень часто использую каподастр при игре. Я начал использовать каподастр в момент, когда смог понять, что многие вещи, которые мне нравится играть на гитаре, звучат намного лучше будучи сыгранными на тон выше. Но я почти никогда не использую каподастр выше 3 лада. Так что когда мне надоедает играть в E (ми), A (ля) и D (ре), я использую F (фа), B (си) или C (до).
Хотя если быть откровенным, я очень редко играю что-либо от аккорда С (до мажор). Как по мне, это очень скучный и неинтересный аккорд. Чаще всего я предпочитаю именно E, A и D. В принципе, очень многое зависит от вашего голоса. В зависимости от него вы можете пользоваться и другими аккордами и тональностями.
Я баритон, а диапазон моего вокала невелик. По моему мнению, пользоваться С будет проще тенорам, таким как Стинг, Джимми Нейл, Грэм Нэш. С реально широким диапазоном голоса за плечами вы менее стеснены в аккордовом смысле.
Я постоянно ищу методы заставить звучать свою гитару ниже. Я неплохо играю на басу, да и в обычном аккомпанементе на акустике уделяю басовой линии много внимания. Бас-гитаристы Джимми Джонсон и Ли Склар, с которыми я выступаю и записываюсь, наверняка скажут, что работать со мной — не самое простое дело».
Пример 5
В конце Джеймс демонстрирует использование техники ‘pick-and-strum’, заключающейся в попеременном чередовании перебора и боя. В принципе, в ней нет ничего сложного: вы дергаете басовые струны большим пальцем, а затем подыгрываете себе наверху боем. Хотя в 6 такте можно переходить на фингерстайл, если ваша техника вам позволяет.
Историческая справка
Джеймс Тейлор — американский фолк-музыкант, и автор песен, в 1970 годах (согласно Allmusic) ставший олицетворением самого понятия singer-songwriter (поэт-песенник). Тейлор, первую известность которому принёсли хиты «Fire and Rain» (#3 US, 1970) и «You’ve Got a Friend» (#1, 1971, композиция Кэрол Кинг), наивысшего коммерческого достижения добился со сборником Greatest Hits, который разошёлся в США 12-миллионным тиражом и получил «бриллиантовый» статус. Джеймс Тейлор — пятикратный лауреат премии Грэмми; в 2000 году он был введён в Зал славы рок-н-ролла.