Три простых аккорда: последовательность I-IV-V, на которой построены тысячи песен

Разбираемся, как устроена одна из самых популярных последовательней и как строить собственные прогрессии по ней [а ещё показываем пять хитов, основанных на ней!]

Последовательность I-IV-V

«Три простых аккорда» — настолько избитое понятие, что лишний раз вспоминать о нём и не хочется. Тем не менее сотни и тысячи композиций построены именно на этом количестве трезвучий, собранных через последовательность I-IV-V. Рассказываем, что это за прогрессия и как ей пользоваться в любой тональности.


Музыканты любят шутить над группами и именитыми исполнителями: мол, все их песни созданы на трёх аккордах. Это относится как к малоизвестным представителям сцены, так и к таким мастодонтам, как, например, Status Quo или Чак Берри. На деле же песни на трёх аккордах это не характерная черта какого-то коллектива или музыканта, а суровая действительность — такие песни встречаются практически во всех музыкальных стилях, будь то рок, блюз, фолк, поп и многих других.

В трёхаккордовых последовательностях нет ничего зазорного — три аккорда лежат в основе множества хитовых песен. В итоге, знание прогрессии I-IV-V или один-четыре-пять, построенной на первой, четвёртой и пятой ступенях мажорной гаммы, открывает начинающему музыканту широчайший простор для исполнения, ведь на этой схеме строятся сотни и тысячи композиций.

Все диаграммы подготовлены в нашем генераторе диаграмм аккордов.

Последовательность I-IV-V в До мажоре

Последовательность I-IV-V в До мажоре

Базовая гамма До мажор построена на восьми нотах, известных каждому с детства: До (C), Ре (D), Ми (E), Фа (F), Соль (G), Ля (A), Си (B), До ©. В рамках До мажора трёхаккордовая последовательность строится на аккордах До мажор (C), Фа мажор (F) и Соль мажор (G). Ничего сложного.

Зная порядок нот в каждой гамме или умея высчитывать ноты, мы можем строить последовательность I-IV-V в любом звукоряде. Сложностей здесь нет: всего-то и нужно, что взять аккорды от первой, четвёртой и пятой ноты в ряду.

Последовательность I-IV-V в Соль мажоре

Последовательность I-IV-V в Соль мажоре

Если построить ту же последовательность в Соль мажоре, она приобретёт вид Соль мажор (G), До мажор © и Ре мажор (D). Играть прогрессию в этой тональности даже проще, чем в До мажоре, так как все аккорды берутся в открытой позиции.

Последовательность I-IV-V в Ми мажоре

Последовательность I-IV-V в Ми мажоре

Ми мажор несколько труднее для восприятия и запоминания для начинающих гитаристов, так как в ней присутствуют несколько нот с диезом (#). Тем не менее Ми мажор остаётся одной из самых распространённых гамм среди последователей шести струн. В рамках звукоряда последовательность приобретает вид Ми мажор (E), Ля мажор (A) и Си мажор (B).

Последовательность I-IV-V в Фа мажоре

Последовательность I-IV-V в Фа мажоре

Фа мажор идёт дальше и усложняет используемые в нашей последовательности аккорды. Несмотря на это, гамма Фа мажор удобна и проста для запоминания.

Все аккорды в последовательности играются через баррэ и использует аккорды Фа мажор (F), Си-бемоль мажор (Bb) и До мажор (C). Задачу упрощает то, что играть её довольно просто — достаточно передвигать одну и ту же схему по всему грифу.

  1. Последовательность I-IV-V в блюзе 0:34

Более того, таким передвижением можно играть последовательность в любой тональности, что значительно упрощает процесс. Дополнительно можно опустить всю информацию о последовательности и искать интересные сочетания трезвучий, придумывая собственные последовательности.

Последовательность I-IV-V в известных песнях

Как мы уже отмечали, последовательность один-четыре-пять используется в сотнях и тысячах известных композиций. Вы наверняка слышали многие из них, поэтому вот лишь пять песен, которые приходят на ум в первую очередь. О других примерах рассказывайте в комментариях.

Led Zeppelin — Rock And Roll

Песня написана в Ля мажоре. Последовательность аккордов — Ля мажор, Ре мажор и Ми мажор.

Stevie Ray Vaughan — Pride And Joy

Песня написана в Ми-бемоль мажоре. Последовательность аккордов — Ми-бемоль мажор, Ля-бемоль мажор и Си-бемоль мажор.

Bob Marley — Three Little Birds

Песня написана в Ля мажоре. Последовательность аккордов та же, что и в композиции Led Zeppelin выше — Ля мажор, Ре мажор и Ми мажор.

George Ezra — Budapest

Песня написана в Фа мажоре. Последовательность аккордов — Фа мажор, Си-бемоль мажор и До мажор.

Chuck Berry — Johnny B Goode

Знаменитый хит Чака Берри написан в Си-бемоль мажоре. Песня построена на трёх аккордах — Си-бемоль мажоре, Ми-бемоль мажоре и Фа мажоре.

Exit mobile version