«Три простых аккорда» — настолько избитое понятие, что лишний раз вспоминать о нём и не хочется. Тем не менее сотни и тысячи композиций построены именно на этом количестве трезвучий, собранных через последовательность I-IV-V. Рассказываем, что это за прогрессия и как ей пользоваться в любой тональности.
Музыканты любят шутить над группами и именитыми исполнителями: мол, все их песни созданы на трёх аккордах. Это относится как к малоизвестным представителям сцены, так и к таким мастодонтам, как, например, Status Quo или Чак Берри. На деле же песни на трёх аккордах это не характерная черта какого-то коллектива или музыканта, а суровая действительность — такие песни встречаются практически во всех музыкальных стилях, будь то рок, блюз, фолк, поп и многих других.
В трёхаккордовых последовательностях нет ничего зазорного — три аккорда лежат в основе множества хитовых песен. В итоге, знание прогрессии I-IV-V или один-четыре-пять, построенной на первой, четвёртой и пятой ступенях мажорной гаммы, открывает начинающему музыканту широчайший простор для исполнения, ведь на этой схеме строятся сотни и тысячи композиций.
Все диаграммы подготовлены в нашем генераторе диаграмм аккордов.
Последовательность I-IV-V в До мажоре
Базовая гамма До мажор построена на восьми нотах, известных каждому с детства: До (C), Ре (D), Ми (E), Фа (F), Соль (G), Ля (A), Си (B), До ©. В рамках До мажора трёхаккордовая последовательность строится на аккордах До мажор (C), Фа мажор (F) и Соль мажор (G). Ничего сложного.
Зная порядок нот в каждой гамме или умея высчитывать ноты, мы можем строить последовательность I-IV-V в любом звукоряде. Сложностей здесь нет: всего-то и нужно, что взять аккорды от первой, четвёртой и пятой ноты в ряду.
Последовательность I-IV-V в Соль мажоре
Если построить ту же последовательность в Соль мажоре, она приобретёт вид Соль мажор (G), До мажор © и Ре мажор (D). Играть прогрессию в этой тональности даже проще, чем в До мажоре, так как все аккорды берутся в открытой позиции.
Последовательность I-IV-V в Ми мажоре
Ми мажор несколько труднее для восприятия и запоминания для начинающих гитаристов, так как в ней присутствуют несколько нот с диезом (#). Тем не менее Ми мажор остаётся одной из самых распространённых гамм среди последователей шести струн. В рамках звукоряда последовательность приобретает вид Ми мажор (E), Ля мажор (A) и Си мажор (B).
Последовательность I-IV-V в Фа мажоре
Фа мажор идёт дальше и усложняет используемые в нашей последовательности аккорды. Несмотря на это, гамма Фа мажор удобна и проста для запоминания.
Все аккорды в последовательности играются через баррэ и использует аккорды Фа мажор (F), Си-бемоль мажор (Bb) и До мажор (C). Задачу упрощает то, что играть её довольно просто — достаточно передвигать одну и ту же схему по всему грифу.
- Последовательность I-IV-V в блюзе 0:34
Более того, таким передвижением можно играть последовательность в любой тональности, что значительно упрощает процесс. Дополнительно можно опустить всю информацию о последовательности и искать интересные сочетания трезвучий, придумывая собственные последовательности.
Последовательность I-IV-V в известных песнях
Как мы уже отмечали, последовательность один-четыре-пять используется в сотнях и тысячах известных композиций. Вы наверняка слышали многие из них, поэтому вот лишь пять песен, которые приходят на ум в первую очередь. О других примерах рассказывайте в комментариях.
01 из 05Led Zeppelin — Rock And Roll
Песня написана в Ля мажоре. Последовательность аккордов — Ля мажор, Ре мажор и Ми мажор.
02 из 05Stevie Ray Vaughan — Pride And Joy
Песня написана в Ми-бемоль мажоре. Последовательность аккордов — Ми-бемоль мажор, Ля-бемоль мажор и Си-бемоль мажор.
03 из 05Bob Marley — Three Little Birds
Песня написана в Ля мажоре. Последовательность аккордов та же, что и в композиции Led Zeppelin выше — Ля мажор, Ре мажор и Ми мажор.
04 из 05George Ezra — Budapest
Песня написана в Фа мажоре. Последовательность аккордов — Фа мажор, Си-бемоль мажор и До мажор.
05 из 05Chuck Berry — Johnny B Goode
Знаменитый хит Чака Берри написан в Си-бемоль мажоре. Песня построена на трёх аккордах — Си-бемоль мажоре, Ми-бемоль мажоре и Фа мажоре.