Мы все стремимся к тому, чтобы быстро играть на гитаре абсолютно любые партии. В погоне за скоростью многие думают, что достаточно всего лишь быстрее двигать рукой, чтобы игра стала более скоростной. Хитрость в том, что скорость игры зависит не от того, насколько быстро вы двигаете руками.
Американский преподаватель и гитарист Том Хесс, помогающий музыкантам построить успешную карьеру в индустрии, в своем блоге опубликовал статью о том, как развить скоростную технику тремоло и экономить движения для увеличения скорости игры. С разрешения Хесса, редакция SAMESOUND.RU публикует адаптированный перевод материала.
Вопрос: почему многие гитаристы не могут играть тремоло быстро? Ответ: потому что ошибочно полагают, что быстрое движение кистью повысит скорость игры. Такое суждение в корне не верно, ведь нашим рукам и так хватает скорости, чтобы играть тремоло быстро. Единственное, что реально мешает повысить скорость тремоло — расстояние между извлекаемыми звуками, то есть частота движений медиатором.
Обидно, что многие гитаристы считают свою технику игры медиатором достаточно эффективной, хотя на самом деле она таковой не является. Люди двигают рукой быстрее в бессмысленной надежде, что это повысит скорость игры. Но дело в том, что этого никогда не случится, ведь смысл не в том, чтобы быстрее двигать руками, а в том, чтобы увеличить количество ударов медиатором по струне. Больше касаний за секунду — быстрее тремоло.
Двигать рукой быстрее не означает играть быстрее
Посмотрите вот это видео, которое наглядно объяснит то, о чём идёт речь. Вы можете удвоить скорость игры простейшим сокращением диапазона атаки медиатора.
Главное правило для увеличения скорости игры: смотрите на руку, которой держите медиатор, когда занимаетесь на гитаре. Понятно, что привычнее смотреть на руку, которой вы зажимаете лады и аккорды, но это не меняет скорости игры. Вы просто смотрите на руку.
Чтобы увеличить скорость игры медиатором, выберите любую струну и на открытом ладу отрабатывайте технику тремоло. Занятие лучше разделить на несколько этапов.
Этап 1
Играйте 16-ми длительностями (по 4 ноты на одну долю такта) в очень медленном темпе. Метроном здесь не нужен: чем медленнее, тем лучше. Держите медиатор под углом 30 градусов относительно струны — так вы минимизируете движение руки, потери атаки и динамики звука.
СОВЕТ
Выбирайте медиатор потолще, чтобы он не гнулся при игре. Так вы создадите большую атаку с меньшими усилиями.
Держать медиатор нужно вот так:
Помните о том, что медиатор должен скользить по струнам, а не втыкаться в них. Такой наклон избавит вас от того, что плектр застревает в струнах.
Этап 2
Повысьте темп своего упражнения на 10% и играйте на этой скорости в течение 5-10 секунд. Смотрите на руку и следите, чтобы движения руки были такими же аккуратными и компактными, как и на предыдущем этапе, когда вы играли медленно. Движения с небольшой амплитудой гарантируют, что рука не будет делать лишних действий, мешающих набору скорости.
Этап 3
Постепенно увеличивайте темп и следите за рукой и её движениями. Сокращая расстояние атаки медиатора следите за тем, чтобы не страдала атака и артикуляция. Сохранить качество звука поможет более глубокое погружение медиатора в струну. Благодаря этому вы сможете делать короткие движения руки для извлечения звука и сохраните громкую и чёткую атаку. Помните, что игра кончиком медиатора в нашем случае ограничивает артикуляцию.
Плечо и рука должны быть расслаблены — напряжение мышц неминуемо ведёт к усталости, что нам совершенно не нужно. Фокусируйтесь на том, чтобы играть без напряжения каждый раз, когда темп увеличивается. Повышайте темп до тех пор, пока можете играть чисто, без затыков и мышечного напряжения. Как только достигнете максимального для себя темпа, поиграйте в нём в течение 10-15 секунд.
Этап 4
Передохнув около 30 секунд, повторите 1-3 этапы ещё раз. А затем ещё. В общей сложности этапы лучше повторять в течение 15-20 минут, чтобы мышцы и руки постепенно запомнили то, что они должны делать.
Для совершенствования техники комбинируйте игру на открытых струнах с игрой на определённом ладу. Так как натяжение открытых и зажатых струн отличается, такое совмещение научит вас лучше контролировать свои руки.
ВАЖНО!
Не ограничивайте игру одной струной и одним ладом. Как было показано в видео выше, отрабатывать звукоизвлечение нужно в разных местах грифа.
Тренировка в разных позициях грифа поможет вам интегрировать тремоло с другими навыками и методиками игры. К тому же так вы сможете играть совершенно разные партии, не теряя в скорости и чёткости звука.
Чтобы тренировать скорость игры и отрабатывать тремоло, воспользуйтесь таким примером:
- Упражнение на повышение скорости тремоло Том Хесс 0:11
Помните, что тремоло — один из аспектов скоростной игры на гитаре, но далеко не единственный. Не забывайте следить за рукой, которой извлекаете звуки. Повторим ещё раз: короткие и частые движения руки повышают скорость игры. Вы не должны быстро двигать рукой, вы должны двигать рукой часто. Движения с большой амплитудой никогда не дадут вам желаемой скорости игры.