Далеко не всегда популярные песни следуют в звуковом мейнстриме. Вспомните громкие хиты последних лет: несмотря на то, что треки сочинены сейчас, их саунд характеризуется налётом ретро. Из этого текста вы узнаете о трёх элементах, которые придают песне явный ретро-настрой, но не старят аранжировку.
01 из 03Универсальные вневременные звуки
Все треки с налетом ретро всегда полагаются на звуки, описать которые можно словосочетанием «вневременные». Точного определения таких звуков ещё не придумано, но вы сразу узнаете их, когда услышите — они всегда в тему.
Электрогитара — один из примеров таких вневременных универсальных звуков. Услышать этот инструмент можно в музыке любого времени и жанра: электрогитара живёт в софт-роковых треках The Beach Boys конца 1950-х, соул и поп-композициях Майкла Джексона начала 1980-х, в электропоп и танцевальных хитах Кэти Перри начала-середины 2010-х. Конечно, каждому конкретному треку нужен собственный гитарный саунд, но это не отменяет главного: электрогитара идеально вписывается в любой трек и служит связующим звеном для остальных инструментов аранжировки.
Послушайте песню Рианны «Love On The Brain». На поверхности трека лежат старомодный мягкий звук бочки и как бы «оркестровая» подложка на органе Хаммонда с редкими вкраплениями других инструментов — эти элементы привлекают к себе внимание, поскольку редко встречаются в поп-хитах. Но если прислушаться внимательнее, то в самой середине слышится чистая и современная электрогитара. При всей современности звука, инструмент идеально вписывается в аранжировку и выполняет две роли:
- Служит для слушателя современным маркером не выбиваясь из винтажной стилистики
- Подобно канату удерживает все элементы микса вокруг себя: оркестр, ударные и другие инструменты будто бы насажены на этот прочный штырь, который не даёт инструментам расползтись, а песне стать бесформенной
Поняв, какие звуки относятся к вневременным сигналам и научившись использовать их в аранжировках, вы добьетесь более сфокусированного звучания вне зависимости от остальных инструментов в миксе. Слушатели воспринимают такие звуки как мост между разными эпохами и положительно реагируют на них: все эти отзывы «прикольный олдскульный, но актуальный саунд» появляются благодаря таким вневременным элементам.
02 из 03Современные методики продакшена
Когда вы продюсируете трек с ретро-звучанием, ваша задача заключается в том, чтобы соблюсти идеальный баланс между узнаваемым саундом прошлой эпохи и современными элементами. Чтобы найти такие «островки свежести», выберите несколько старых песен и подумайте, как бы звучали отдельные элементы аранжировки в наше время. Послушайте хай-хэт, партию баса или гитары и представьте их современное звучание.
Всегда ищите способы добавить в аранжировку какие-то современные элементы, но не фокусируйте всё внимание слушателя на них. Не забывайте, что вы пишете ретро-трек.
Трек Меган Трейнор «All About That Bass» звучит свежо и современно, хотя его саунд очень и очень винтажный. Такой эффект достигнут небольшими брейками в разных местах песни, а также современным подходом к партиям ударных и остальных инструментов.
Хит Бруно Марса «That’s What I Like» — квинтэссенция популярной музыки конца 1970-х годов. Пока фанковые синтезаторы и бас задают ретро-настрой, неожиданная партия хай-хэта прямиком из музыки в стиле трэп связывает музыку с нашим временем.
03 из 03Отличный вокал
Вне зависимости от стилистики трека, продакшн вокала должен быть максимально качественным. В любой музыкальной эпохе продюсеры и звукорежиссёры ответственно подходили к записи вокала и делали всё возможное, чтобы он звучал выше всяких похвал. Всё дело в том, что слушатели обращают больше всего внимания именно на вокал, поэтому от его качества зависит успех всей песни.
Грамотно спродюсированный вокал отличает четыре элемента:
- Отличное исполнение. Даже если дорожка вокала представляет собой склейку из десятка дублей, в каждом отрезке вокалист должен выложиться на максимум. Этот момент основной: сегодня в вокале больше спокойствия, чем двадцать лет назад.
- Великолепное звучание в рамках микса. С помощью компрессии и автоматизации громкости вокал должен занять своё место в аранжировке, не теряться на фоне других инструментов, но и не вылезать вперёд.
- Баланс. Голос вокалиста должен быть сбалансирован по всему частотному спектру, без преобладания в сигнале каких-либо определенных частот. При этом обработка эквалайзером и другими процессорами не должна быть излишней — вокал не должен терять естественности звучания.
- Единство. Никто не хочет слышать склейки, щелчки и места подрезок. Сделайте все, чтобы дорожка вокала звучала как единое исполнение.
Голос — ключевой элемент любой песни, на который люди обращают внимание в первую очередь. Необычная аранжировка или музыка для бытового слушателя вторичны. Всегда помните об этом.