В Сети бытует мнение, что сведение музыки в наушниках — не самое лучшее занятие. Якобы «уши» неточно транслируют звук, слух устаёт значительно быстрее, а общая картина микса не имеет ничего общего с его реальным звучанием. Распространённость подобных заявлений приводит к тому, что у начинающего музыканта складывается впечатление, что сводить музыку в наушниках — грех, караемый огнём.
На самом деле наушники — отличный и полезный инструмент в любой студии, а их плюсы с лихвой перекрывают минусы, связанные с их использованием. Из этого текста вы узнаете про ряд популярных мифов, сопровождающих студийные наушники, а также поймёте, что здесь правда, а что — нет.
В интернете бытует мнение о том, что для создания качественного микса нельзя полагаться на студийные наушники. Десятки уроков и статей в унисон твердят об искажении передачи звукового сигнала наушниками и, как следствие, невозможности настройки правильного баланса микса. Доходит до того, что у начинающих музыкантов складывается ощущение, будто бы наушники нужны только при записи музыки и совершенно бесполезны при сведении.
Звучит логично, но авторы таких заявлений лукавят, стараясь выставить себя профессионалами и похвастаться собственным аппаратом. Несмотря на преимущества подготовленного помещения и топовой студийной акустики, в реальности качественные «уши» подходят для сведения музыки ничуть не хуже мониторов ближнего поля.
ПОЧЕМУ НЕ НУЖНО СВОДИТЬ МУЗЫКУ В НАУШНИКАХ
Противники сведения музыки в наушниках обычно приводят два основных недостатка такого варианта работы:
- Микс в наушниках звучит менее правдоподобно;
- При сведении в наушниках уши устают значительно быстрее.
Оба довода правдивы, спорить с ними нет смысла. Тем не менее они не могут быть причиной отказа от использования наушников при сведении музыки. Зная это, можно спокойно говорить о плюсах «ушей».
Кроссфид мониторов обеспечивает более реалистичное звучание
Сведение музыки в наушниках и сведение с использованием мониторов — две совершенно разные вещи. Особенность мониторов ближнего поля в том, что поступающий звуковой сигнал не изолирован от окружающей среды. Сигналы из левого и правого динамика смешиваются между собой на пути к нашей голове (эффект кроссфида). Из-за такого объединения стереокартина становится уже, но вместе с тем и естественнее — мы слышим как левый и правый каналы влияют друг на друга и какие проблемы вносят. Вместе с тем сигналы также отражаются от всех поверхностей помещения, возвращаясь в наши уши в более реалистичном виде — мы слышим, как окружающая среда влияет на микс и знаем, что нужно исправить в проекте, чтобы сбалансировать звук.

Наушники изолируют нас от окружающей среды. Между левым и правым каналом нет кроссфида:
информация левого канала всегда остаётся слева, правого — справа. Такое разделение делает микс в наушниках идеально стерильным и неестественным, что и вызывает недовольство противников сведения музыки в наушниках. Отсутствие кроссфида и изоляция каналов приводят к неправильной оценке общей картины микса — мы принимаем ошибочные решения при построении баланса по громкости и панораме. По этой причине убить стереокартину при сведении музыки в наушниках довольно просто, но источник проблем микса — отнюдь не наушники. Неправильные решения при работе с мониторами точно так же калечат стереополе, так что риск здесь одинаков.
Если же кроссфейд и мысли о реалистичной звукопередаче не дают вам покоя при работе в наушниках — скачайте эмулятор аудиосистем. Плагины наподобие Audified MixChecker, Oscillot Perspective и ToneBoosters Isone имитируют звучание автомобильной акустики, динамиков ноутбуков, музыкальных центров и студийных мониторов, что пригодится в случаях, когда трек сводится в наушниках. Точность имитации здесь невозможна, но ждать её и не нужно: подобные плагины дают общее представление о проблемах микса и его звучании на разных динамиках. В конце концов, эмуляторы успокоят нервы и подтвердят, что работа в наушниках не разрушила трек.
Наушники быстрее вызывают усталость слуха
При прослушивании музыки в наушниках уши устают намного быстрее, чем при прослушивании через стереосистему или мониторы. Тем не менее считать, что слух замыливается только в наушниках неправильно: слуховой аппарат устаёт вне зависимости от используемого источника звука. Какие бы крутые мониторы не были установлены в студии, прослушивание с очень близкого к ним расстояния и сведение на слишком высокой громкости вызывают усталость с той же скоростью, что и наушники.
Факт, который невозможно оспорить: слух устаёт в любом случае. Даже самая крутая цепочка прохождения сигнала и идеальное помещение не спасут от естественной усталости ушей, вызванной длительным прослушиванием музыки.
Грести все наушники под одну гребёнку тоже не стоит. От потребительских закрытых наушников уши устают быстро, но никто не использует их для сведения музыки — такие модели проектируют для повседневного, но не делительного использования. Профессиональные студийные наушники проектируются с учётом нужд музыкантов и звукорежиссёров — дизайн таких моделей, используемые материалы и компоненты подбираются так, чтобы слух уставал как можно медленнее даже при длительных сессиях.
Хорошие наушники не дешевле качественных мониторов
Стоимость студийных мониторов начинается от $150 за штуку (изредка — за пару). Качественные мониторы для домашней студии обойдутся в среднем от $500 до $1000 за пару в зависимости от требований к модели и размеров кошелька. Стоимость профессиональных моделей от Focal и Adam Audio достигает $4000 за штуку и движется дальше в сторону бесконечности. Такое мало кому по карману, поэтому подобный стафф обычно встречается только в серьёзных студиях звукозаписи.

В то же время стоимость профессиональных студийных наушников топового уровня редко выходит за $1500-1700. Ценник так же не маленький, но всё равно несравнимо ниже стоимости самых крутых и честно звучащих мониторов. Пара хороших ушей на все случаи музыкальной жизни обойдётся дешевле — в $250-500, при этом за $500 речь будет идти уже о профессиональной высококлассной модели. Купить за те же деньги сопоставимые по уровню звучания мониторы не получится: в лучшем случае в эту сумму обойдётся один монитор, но никак не пара.
Обычно в статьях по выбору оборудования для студии звукозаписи говорят о необходимости мониторов ближнего поля для сведения музыки и наушников для записи и мониторинга. Утверждение здравое, но одновременная покупка мониторов и наушников сильно бьёт по карману. Начинающим музыкантам можно ограничиться чём-то одним: например, наушниками. Те же AKG K271 Studio и Beyerdynamic DT-770 прекрасно подходят для всего: с ними можно и музыку слушать, и треки мониторить, и себя записывать, и песни сводить. Возможностей моделей хватит на первые пару-тройку лет освоения азов работы со звуком, после чего можно будет дополнить их парой качественных мониторов ближнего поля.
Даже в неподготовленной комнате микс в мониторах звучит лучше микса в наушниках
Большинство квартир и комнат не подходят для организации студии звукозаписи из-за плохого акустического оформления. Проблемы звучания помещения можно сгладить звукопоглощающими панелями, но далеко не каждый готов обклеить стены комнаты поролоновыми накладками. К тому же полностью проблему такой манёвр не решит: для правильного, ровного и прозрачного звучания оформление помещения нужно делать с нуля.
По этой причине все разговоры об отсутствии кроссфида и неестественности звучания наушников не имеют смысла. В неподготовленной комнате даже самые крутые и дорогие мониторы транслируют микс неправильно. Помещение вносит грязь и искажения в трек, особенно в области нижнего низа — подружить бочку с басом и сбалансировать их с другими участниками микса становится настоящим испытанием. Как итог, мониторы приобретают те же недостатки, что приписывают наушникам: отсутствие естественности звучания, невозможность оценки реального состояния микса, быстрая усталость слуха и неправильные решения при настройке микса.
Студии звукозаписи никогда не полагаются на мониторы на 100%. В любой профессиональной студии всегда найдётся одна-две пары наушников для проверки звучания микса.
В условиях неподготовленного помещения изоляционизм наушников становится плюсом — амбушюры и чаши отсекают негативное воздействие комнаты на микс. Да, картинка получится всё равно несколько выхолощенной, но даже при таком раскладе в ней будет больше правды, чем в сигнале мониторов, наложившимся на несовершенство комнаты.
Наушники — важный инструмент в арсенале любого музыканта и звукорежиссёра, поэтому нет ни одной причины, чтобы не сводить музыку с их помощью. Реальность такова, что наушники не должны становиться единственным инструментом для сведения треков — звуковую картину в них всегда нужно сравнивать со студийными мониторами. Тем не менее до тех пор, пока вы не построите идеальную цепочку стаффа для мониторинга и сведения музыки, пара ушей может служить незаменимым помощником при доведении треков до ума.
А что, курс бакса уже 100 рублей? Или это прогноз?
Сергей, я так понимаю, вы это к этой подписи под картинкой:
Нет, курс не 100 рублей к доллару, курс намного меньше. Однако цены в российской рознице именно такие, не самые адекватные:
Вот Genelec — https://ya.cc/9mwfy. Средний ценник 63 589 рублей.
Вот Байеры 1990 Про — https://ya.cc/9mwiD. Минимально предлагают за 42-45 тысяч, но в среднем за 50к уходит.
В любом случае, спасибо за комментарий, сделали пометку в подписи к картинке.
Ребят, ну оч субъективный и узкий взгляд на проблему… Особенно зацепило «говорят, что сводить в наушниках нельзя, только не профессионалы» (как-то так в тексте, смысл точно в этом был). У меня где-то к середине прочтения статьи назрел вопрос: а вы сами сводит в наушниках? В смысле, до ФИНАЛЬНОГО микса, не промежуточно?…и где эти миксы можно услышать?… Я много и трекингом занимаюсь, и свожу, и в РАЗНЫХ акустических условиях приходится работать (от правильной студии, и до столика в кафе-буквально), и я бы сказал так: в конце вы отличное резюме дали всему написанному, что «наушники МОГУТ СТАТЬ отличным ДОПОЛНЕНИЕМ к цепочке», и с этим я могу согласиться. А по своёму опыту могу заметить, что важно научиться правильно ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ то, что слышишь. Именно поэтому так яро и ругают, и любят NS10, например. И те, и другие, говорят, что звук — г**но в них, но только те, кто их хвалит, уяснили для себя, ЧТО в них СЛУШАТЬ (а именно — мерзкую середину, где вся информация с атаками, вокалы и речевые дела). Так же и с наушниками происходит. Но по выстраиванию стереобазы в наушниках все ж таки вопрос открытым остаётся. Я пользуюсь, например, разработкой нашего русского парня Алексея Хайминова, плагин называется realphones, оч интересный плагин, и он действительно работает. Но как дополнительный контроль, сто процентов микса в плагине я не делаю, хотя бы потому, что он ну оооочень нетипично транслирует музыку, к этому надо привыкать:) и вот тут опять можно вернуться к тому, о чем я говорил: важно понимать, ЧТО именно ты слушаешь. И тогда любой источник тебе в помощь при сведении, будь то хоть наушники за 1000 баксов, хоть динамик пятого айфона.
А за статью — спасибо, пишите ещё, конечно же! :) с удовольствием читаю ваши посты, легко и интересно доносите!
Роман, спасибо за развёрнутый ответ.
Давайте сразу: мы дали текст из блога LANDR в адаптированном виде (пометка есть внизу статьи), потому что оригинал довольно куцый, но интересный.
Вы пишите:
Но в тексте нет попытки обозвать кого-то «непрофессионалами»:
Речь же в тексте о том, что только те, кто не понимают важности использования и мониторов, и наушников заявляют о том, что сводить в ушах нельзя. Ниже по тексту и раскрывается, что наушники могут стать отличным дополнением к тому, что уже есть в студии. Мы не агитируем только за наушники или только за мониторы, но допускаем, что в начале музыкального пути человеку достаточно и наушников.
ну тут спорить смысла нет, чекнуть микс нужно на всех источниках звука в любом случае
Tone Booster Isone использовал, не плохой плагин. Только настраивать нужно верно. У Романа Стикса на канале есть обучающее видео по этому плагину. Если нет другой возможности сводить, то используйте плагин, он отлично подходит для цели этой.