В первых числах ноября состоится выпуск первого номера русской версии FutureMusic. Если кто не в курсе, FutureMusic — это британский журнал о создании электронной музыки, выходящий с 1992 года.
В конце сентября ко мне обратились люди, ответственные за запуск журнала в России, и предложили поучаствовать в проекте. Мне выслали архив номеров оригинального журнала, чтобы я выбрал интересные для себя темы, которые смогу вести в журнале. Самое интересное в любом таком выпуске — это тема номера, большой материал на 30+ страниц.
На вопросы оплаты работы мне сказали, что на каждый номер есть определенный бюджет. Размер бюджета никто не уточнил, да и на все вопросы об оплате я получил крайне уклончивые ответы. Сколько стоит перевод темы номера — так и осталось загадкой. На мое предложение работы по бартеру (с меня статья, с них — ссылка на SAMESOUND.RU) мне также не дали внятного ответа («главный редактор сейчас уехал, это нужно обсуждать с ним»), предложив вести блог на сайте FutureMusic, где я могу ссылаться на свой сайт.
Сначала я согласился участвовать в этом, но позднее, оценив ситуацию более трезво, отказался. Я желаю ребятам успеха, но не верю в него. Причин этому несколько.
Первая причина — сам формат журнала. Русская версия FutureMusic изначально выйдет только на бумаге, что в 2017 году — билет в один конец. За последние 17 лет потребление контента пользователями изменилось до неузнаваемости. Продажи книг и журналов неуклонно падают — люди привыкли получать информацию через смартфоны, планшеты и компьютеры. Тех, кто топит за бумагу и хруст страниц становится все меньше. Печатные медиа вымрут — это закономерно, любой редактор в издательстве это подтвердит.
На все вопросы о выпуске цифровой версии редакция FutureMusic Russia дает уклончивые ответы: «Мы думаем над этим», «Этот вопрос обсуждается», «На старте только в печатном виде». В общем, цифровая версия когда-нибудь будет, но это не точно.
Вторая причина — реклама, а точнее ее отсутствие. О выпуске журнала я узнал от самих авторов русской версии. Не было никакой контекстной рекламы или рекламы в социальных сетях и тематических сообществах. Рассчитывать на сарафанное радио — очень глупо, когда реализуешь проект такого масштаба. Если реклама и была, то она точно прошла мимо меня. Не удивлюсь, если многие узнают о выходе журнала из этого текста.
Третья причина — редакция, ее работа и состав. Я так и не узнал, кто главный редактор. На мой вопрос о его личности, мне сказали, что он никак не связан с печатным делом и журналистикой. Главный редактор — некий известный в определенных кругах музыкант, который купил лицензию на выпуск журнала. То же касается и самой редакции. «Нас не много, все в основном сидят на фрилансе», — примерно такой ответ я получил. Про редакционную политику речи вообще не шло — никто о ней даже не заговорил.
Вы верите, что небольшая редакция успешно напишет статьи, пообщается с рекламодателями, наладит каналы сбыта, сверстает номер, отправит его в печать и проконтролирует продажи? Я — нет. Я бы поверил в эту историю, если бы речь шла о запуске сайта или цифрового медиа — здесь меньше издержки и хватает истории, когда качественный контент решает все.
Но контент тоже вызывает вопросы. Британская редакция отправила в Россию архив номеров FutureMusic и ComputerMusic за последние год-полтора, из которых собирается ежемесячная русская версия, дополняемая авторскими материалами. Скорее всего, целевая аудитория такого контента — люди, абсолютно не знающие английского языка, хотя в оригинальном журнале все написано очень просто.
Когда ко мне обращались с предложением о сотрудничестве, я предложил взять некоторые статьи с SAMESOUND, чтобы наполнить номер. Мне сказали, что такие материалы никому неинтересны — их можно прочитать на сайте. Материалы русского FutureMusic можно прочитать в оригинальном издании — архив всех журналов издательства Future PLC с 2011 года давно гуляет по торрентам, да еще и ежемесячно обновляется. Мы тоже берем материалы с зарубежных источников (там уровень подготовки в вопросе создания музыки намного выше), но не продаем их в виде журнала — сайт проще и доступнее.
Я не знаю, какой тираж у русского FutureMusic и сколько стоит производство одного номера, но думаю, что это не дешевое удовольствие. Посчитайте сами: нужно не только подготовить материалы, но и сверстать, отпечатать и доставить журнал. Сейчас в официальном сообществе издания — в районе 2 000 человек, но сколько из них реально купит журнал? Все ведь прекрасно понимают, что из 2 000 заплатят в лучшем случае 20-30%.
Каким бы богатым не был тот, кто купил лицензию и издает журнал, тратить постоянно деньги на убыточный журнал очень глупо. В разделе «О проекте» создатели называют себя группой энтузиастов-единомышленников и это заметно, но долго существовать такое затратное дело на энтузиазме не сможет. Я очень хочу ошибаться (оригинальный журнал и правда крутой), но мой прогноз при нынешних вводных — шесть номеров максимум.