Еще несколько столетий назад, наши предки не могли в любой момент порадовать себя музыкой. Ведь тогда не было ни компьютеров, ни плееров, ни магнитофонов. Музыка была исключительно живой, что делало ее, в некотором роде, недоступной для любого желающего – не у всех были придворные музыканты, которые охотно исполняли любую прихоть своего господина. С изобретением музыкальной шкатулки ситуация начала кардинально меняться. Но из-за своей сложности, данное устройство являлось дорогостоящим и позволить его себе мог далеко не каждый.
Первые прототипы будущих музыкальных шкатулок появились еще в эпоху раннего средневековья на арабском востоке и в Византии. Но примерно в начале XVIII века, в Европе, искусство создания часовых механизмов выходит на новый уровень. Механизмы большинства часов, будь то настенные или настольные, способны воспроизводить популярные музыкальные произведения. Первые полноценные музыкальные механизмы появляются в 1796 году в Женеве. Антуан Фавр устанавливал данные механизмы в часы или флаконы из-под духов. Но на тот момент они были очень дорогими и принадлежали обычно только знатным и богатым особам.
В 1815 году, в Швейцарии открывается первый завод по производству музыкальных шкатулок. Завод выпускает шкатулки любого размера – от карманных, до тех, чьи габариты можно сравнить с размером шкафа. Что, в общем-то, влияло на звук — чем больше была шкатулка, тем громче и приятнее он был. Если в первых прототипах будущих музыкальных шкатулок использовались колокола, то позднее стали использовать металлические диски или цилиндрические валики.
Однако, в конце XIX — начале XX века активное развитие получают автоматы на бумажной перфоленте. Первоначально представляли из себя специальные приставки к фортепиано, а позднее были созданы автоматические пианино и рояли, которые позволяли воспроизводить игру знаменитых пианистов, записанную на бумажной перфоленте. Первая мировая война и экономический кризис так же негативно сказываются на отрасли, занимающейся производством музыкальных шкатулок. На замену им приходит фонограф.
Из чего сделана музыкальная шкатулка
Механизм музыкальной шкатулки состоит из:
- Опорная плита или подставка. Тяжелое металлическое основание всего механизма, на котором закреплены все остальные части.
- Заводной ключ или рукоятка. Используется для того, чтобы завести механизм.
- Гребенка. Плоская металлическая часть, которая содержит множество зубьев различной длины.
- Цилиндр. Вращающаяся часть механизма, которая имеет специальные штыри, по сути выполняющие функцию нотного листа. Во время движения, они цепляют зубья гребенки, благодаря чему и рождается мелодия. От диаметра цилиндра напрямую зависит сложность и продолжительность мелодии.
- Пружинный механизм. В зависимости от своего размера, позволяет проигрывать музыкальное произведение от одной минуты до нескольких часов.
Механизм классических музыкальных шкатулок бывают двух видов:
- Ручной механизм. Необходимо самостоятельно поворачивать рукоять, иначе мелодия перестанет звучать. Аналогичную систему вы могли видеть на шарманке.
- Заводной механизм. Заводится ключом, и мелодия звучит пока не кончится завод у пружины.
На звучание и работоспособность шкатулки влияют материалы, из которых она сделана. Например, металл, из которого сделаны механические детали. Чем качественнее сталь, тем лучше. Материал корпуса должен быть достаточно тонким и обеспечивать вибрацию, но в тоже время быть прочным и устойчивым.
Музыкальные шкатулки всегда ассоциируются с чем-то старинным, романтичным и даже волшебным. Это не только изысканный музыкальный инструмент, но и красивый предмет интерьера. Они могут быть любой формы, размера и оформления. Раньше для изготовления одного такого устройства, даже самому опытному ремесленнику, требовалось около полугода, ведь помимо всех необходимых знаний в механике, это требовало музыкального слуха и утонченного вкуса. Каждая такая шкатулка являлась произведением искусства ручной работы и могла служить верой и правдой даже спустя сотню лет.