Музыканты и налоги: ИП, самозанятость или физическое лицо?

Разбираемся в особенностях легализации доходов с музыки.

Музыканты и налоги ИП, самозанятость или физическое лицо

Исполнитель работает в первую очередь на себя, получая доход от своей музыки. Никто не запрещает вести музыкальную деятельность без какой-либо регистрации — получать выплаты можно и в статусе физического лица, но так ли это удобно? Легально ли? И главное: стоит ли регистрировать себя в качестве юридического лица, чтобы зарабатывать своим творчеством? Телеграм-канал о продвижении музыки Рузке Продюсер рассказывает об особенностях легализации музыкальных доходов в России и отличиях разных налоговых статусов с точки зрения музыканта.


Каждый раз, когда артисту приходят финансовые отчёты от дистрибьютора, в мире начинает грустить один бухгалтер. «Какого хера я вообще должен кому-то что-то платить?! Ты чё, не можешь на карту скинуть просто?», — восклицает обиженный артист, чьё эго и хрупкое финансовое положение были задеты неловкой фразой менеджера о НДП — налоге на профессиональный доход.

Ответ лежит на поверхности. Во-первых, когда доходы становятся значительными, — вы автоматически попадаете в поле зрения налоговой.

Во-вторых, без официального оформления своей деятельности далеко не уедешь — все прелести можно ощутить в первом серьёзном туре, при первых контактах с брендами или найме нормальных специалистов в свою команду. Когда я говорю о серьёзности, то намекаю на:

В этой статье речь пойдёт о сложных системах российского налогообложения, особенностях выплат физическим лицам и трудностях легализации копеечных музыкальных доходов.

Не торопись закрывать статью, братишка! Если ты не разобрался в этом, далеко не самом сложном топике, то в нём разберётся кто-то другой. Например, твой лейбл, менеджер или дистрибьютор. Их задница уж точно прикрыта от любых проблем с законом, но что насчёт твоей?

Если мы говорим о законных методах работы, то главное, что нужно уяснить — налоги будут уплачены в любом случае. Вопрос в том, кого в этом чудесном круговороте голландских штурвалов они коснутся в большей степени — артистов, лейблов или других участников процесса.

Маленькому исполнителю кажется, что сложные материи налогов обойдут его стороной. Хрен с ними, ведь выплаты со стримов не превышают десяти баксов, а до ближайшего серьёзного тура ещё надо записать полноценный альбом? Может быть и так, но дело в другом: чем раньше исполнитель занырнёт в налоговое говно с головой, тем приятнее выныривать, доставая со дна красивые блестяшки, среди которых иногда будут попадаться настоящие деньги. Возможно, что нырять придётся даже не на дно фонтана, в который туристы бросают монетки, а куда глубже. Но это не точно.

Физическое лицо: приятное неведение, боль для лейбла, восторг налоговой

Если рассуждать теоретически, работать исключительно в статусе физического лица можно. Например, когда по каким-либо причинам нет возможности или желания общаться с налоговыми органами — ранний возраст, судебное решение, процедура банкротства.

Проблемы возникнут при найме контрагентов и получении выплат. Пока у вас нет тур-менеджера особых проблем не будет. Однако появляется закономерный вопрос: как учитываются выплаты от дистрибьютора или лейбла? Вот несколько гипотетических ситуаций.

Вы подписаны на лейбле

Размер лейбла не имеет значения. Итак, представим: звукозаписывающая компания худо-бедно помогает с промо, копается в бумажках, забирает свои 30%, отдаёт вам 70% от доходов.

Нишевый небольшой лейбл, скорее всего, работает по упрощённой системе налогообложения (УСН доходы минус расходы). За счёт этого он обязан уплачивать в бюджет 6% от всего, что удалось заработать. В большинстве случаев 6% легко обнаруживаются в отчётах о выплатах в доле артиста: лейбл получает деньги, вычитает из них 6%, следом вычитает свою долю (допустим, 30%), а затем снимает ещё немного в счёт расходов на маркетинг и прочие радости.

Здесь же с музыканта могут снять деньги за всевозможные менеджерские сопровождения, обслуживания бэк-каталога и прочую чушь, о которой вы и понятия не имеете, если внимательно не прочитали собственный договор. В общем, лейбл вычтет всё, что может, а остальное перечислит артисту. Тут и начнётся самое интересное — классика общения с физическими лицами.

При подписании на лейбле вы заключаете Лицензионный договор, по которому компания обязана платить вам деньги за музыку — доход, зависящий от индивидуальных условий (хитрожопости лейбла, внимательности юриста и ещё десятка факторов). Если есть доход, значит с него нужно платить налог. Так уж принято в России.

Законодательство трактуется однозначно: если вы сами не платите налоги со своих доходов в статусе физического лица, то заплатить их должен тот, кто перечислил вам деньги. В нашем случае, лейбл. Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, выплачивающие вознаграждения физическим лицам по трудовым или гражданско-правовым договорам (в том числе лицензионным договорам) автоматически становятся налоговыми агентами.

Обычное физлицо (в т.ч. им может быть и ИП, заключающий такой договор в качестве обычного физлица) будет расцениваться как работник, оформленный у работодателя по ГПД. И с его дохода работодатель начислит и уплатит:

  1. НДФЛ (кроме ситуации, когда работодатель тоже является обычным физлицом), удержав его из дохода работника (п. 1 ст. 226 НК РФ);
  2. страховые взносы на ОПС и ОМС (от начисления взносов на ОСС в части нетрудоспособности и материнства такие доходы освобождены — подп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ);
  3. страховые взносы на травматизм, если такое условие предусмотрено в ГПД (п. 1 ст. 20.1 закона «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Сайт НАЛОГ-НАЛОГ.ру

«Да и хер бы с ним», — скажете вы и, конечно же, будете правы. Кого вообще интересует благосостояние какого-то там лейбла, верно?

Однако, если вернуться немного назад и вспомнить про снятие 6% с ваших доходов в счёт налогов, то ситуация станет значительно интереснее. Эти несчастные 6% лейбл снимает в счёт собственных налоговых обязательств — это реальная практика, с которой ничего не поделать.

Но что же с налогами физического лица, если лейбл стал налоговым агентом? А то, что на него дополнительно ложатся:

Это дополнительные 40,1% лейбл должен заплатить за физическое лицо. Докиньте сюда расходы на маркетинг релиза, дизайн обложки и прочие сопутствующие траты на артиста и от заработка на музыке останется хер с маслом.

Музыкант имеет полное право настоять на отказе от регистрации в качестве самозанятого или индивидуального предпринимателя. Но в таком случае лейбл предложит такие условия работы, при которых он не будет страдать от дополнительной налоговой нагрузки. Все дополнительные расходы, включая выплату налогов, лейбл удержит с музыканта.

В итоге музыкант лишится ещё 40,1% доходов от собственного творчества. Более того, эти самые 40,1% лейбл тоже не получит. Доходы от музыки уйдут третьему лицу — Федеральной налоговой службе (ФНС).

Естественно, что во многих случаях местечковым лейблам и менеджерам наплевать на законы. Они либо не заключают договоров и работают на честном слове, либо, что ещё хуже, заключают договор и платят в обход расчётных счетов. Оплата в последнем случае происходит напрямую между личными счетами во избежание налогообложения — два физических лица просто переводят деньги друг другу.

Возможные судебные издержки никто не учитывает. Суть в том, что поставить ноль в графе вознаграждения нельзя: как гласит статья 1235 Гражданского кодекса РФ, «при отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключённым». Получается, договор существует, но не существует. В случае каких-либо проблем перевести разбирательства в законное юридическое поле не выйдет — договора по факту нет.

Не допускается безвозмездное предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в отношениях между коммерческими организациями на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права на условиях исключительной лицензии, если настоящим Кодексом не установлено иное.

ст. 1235 ГК РФ (п. 5.1 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

В общем, если кто-то что-то делает с вашей музыкой и вы заключили по этому поводу договор — вы должны получать вознаграждение. Однако никто не исключает десятков хитрых пунктов в договоре мелким шрифтом, которые сведут выплаты к нулю.

Вы не подписаны на лейбле и работаете с дистрибьютором

Итак, вы физическое лицо, распространяющее своё творчество через один из множества агрегаторов и сервисов дистрибуции. Всё вроде бы отлично, но нюанс в том, что большинство агрегаторов клали огромный болт на налоговые нюансы. Выплаты в таких случаях зачастую происходят через всевозможные PayPal, Payoneer и другие сервисы, о налогах никто не заботится.

В Интернете популярна гипотеза, что таким образом происходит банальный обнал с последующими перечислениями между физическими лицами, но прямых подтверждений этому не существует. Так или иначе, ситуация круто меняется, если исполнителю предлагают подписать эксклюзивный договор на продвижение.

Ряд агрегаторов предлагают дополнительные услуги продвижения исполнителей в случаях, когда музыка артиста интересная и популярная. Ну или менеджер исполнителя качественно сделал свою работу. В таких ситуациях никто не станет ковыряться с физическим лицом и терять десятки процентов прибыли на бесконечных налогах. От исполнителя ждут трансформации в более серьёзного артиста с собственным ИП или хотя бы статусом самозанятого.

Интересная схема обнаружилась у популярного дистрибьютора Distrokid. В его модели монетизации предусмотрен безлимитный годовой доступ на загрузку собственной музыки во все площадки с возвратом 100% прибыли от музыки. Звучит круто, но ровно до тех пор, пока дело не доходит до вывода вознаграждения.

Так как российский музыкант не является резидентом США, то налогов будет очень много — от 30% и выше плюс комиссии за вывод и другие платежи. Подробно о модели со 100% прибылью рассказал вот этот товарищ, ознакомьтесь обязательно:

Как себя ведут остальные дистрибьюторы — отличный вопрос. Если вы знаете какие-то подробности, то милости просим в комментарии — делитесь опытом.

Индивидуальный предприниматель: серьёзный бизнес, ночёвка в налоговой, уважение каких-то дядей

Для большинства моих знакомых исполнителей процедура открытия и ведения ИП сродни запуску Falcon 9 в космос. Но родниться с Илоном Маском уважаемые музыканты не торопятся, отчего и страдают.

Получение статуса индивидуального предпринимателя достаточно проста: нужны паспорт, СНИЛС и ИНН. Дальше всё достаточно просто и понятно — отдаёте документы, ожидаете подтверждений, получаете статус ИП. Остаётся только перевестись на упрощённую систему налогообложения с пониженной налоговой ставкой в первые 20 дней после регистрации.

Несмотря на явный недостаток в виде обязательных ежегодных отчислений, ИП — довольно удобный способ вести дела официально. Налогов всего 6%, что значительно меньше в сравнении с выплатами физического лица. Более того статус ИП позволяет адекватно взаимодействовать с подрядчиками при организации концертов, промо-туров в онлайне и офлайне и при любых других мероприятиях, требующих заключения договора.

Меня часто спрашивают: «А что будет, если я ничего не буду открывать? Я же всего лишь небольшой певец ртом, пока я не заработаю пару миллионов мои роялти вряд ли заинтересуют налоговую». Что ж, можно и так, однако налоговая эффективно вычисляет таких незарегистрированных «предпринимателей». ФНС даже не нужно обращаться в банк для получения выписки по вашему счету — отследить горе-коммерсанта можно по многим другим признакам, о чём прекрасно рассказано здесь. А затем и покарать.

Самозанятость: тортики и ноготочки на дому, пацанский рэп на сцене Glastonbury, небольшие налоги

В 2019 году Правительство сжалилось над всеми, кто зарабатывает на своих хобби и талантах, придумав для них специальный налоговый статус плательщика налога на профессиональный доход (НПД). В простонародье статус со сложным наименованием быстро получил понятное название — «Самозанятый».

Статус самозанятого позволяет не платить страховые и пенсионные взносы, ограничившись только выплатой 6% налога с любого дохода. Лучше самой ФНС об этом статусе вряд ли кто-то расскажет:

Однако без подвоха не обошлось. Статус самозанятого не вечен и автоматически снимается, если доходы за год профессиональной деятельности превышают 2,4 млн рублей. Зарабатываете больше — регистрируйтесь как ИП, там таких ограничений нет.

Так или иначе, самозанятость — самый удобный формат коммуникации в юридическом поле между лейблом и исполнителем. По сути каждая сторона платит свои 6% с дохода и чувствует себя в полном порядке. Отчётность минимальная, бумажек практически нет. Получить статус самозанятого и заплатить налоги можно не вставая с дивана — большинство банковских приложений позволяют сделать это за несколько минут.

В общем, несомненный плюс для артистов на старте, возьмите на заметку.

Заключение

Вариант работать как физическое лицо всегда остаётся, однако надо быть готовым к тому, что предлагаемые условия работы со стороны лейбла и дистрибьютора будут значительно хуже. Готовы терять доходы, работать на честном слове и испытывать трудности с наймом и партнёрами — оставайтесь физическим лицом.

Хотите чего-то серьёзнее — оформляйтесь как ИП или получайте статус самозанятого. Последнее вообще идеально, учитывая, что получение статуса сводится к нажатию нескольких кнопок в приложении на смартфоне.

А как вы юридически сопровождаете свою творческую и музыкальную деятельность? Расскажите в комментариях здесь или в чате при канале.

Exit mobile version