Не сложилось: почему саксофона нет в оркестре? — SAMESOUND
SAMESOUND
  • Написание
  • Исполнение
  • Продакшн
  • Инструменты
  • Оборудование
  • Софт
  • Мир музыки
No Result
Все результаты
  • 🗓️ Мероприятия
  • 👫 Сообщество
  • 🎁 Бесплатные VST
  • 🔊 Звуковые волны
  • Генератор диаграмм
SAMESOUND
  • Написание
  • Исполнение
  • Продакшн
  • Инструменты
  • Оборудование
  • Софт
  • Мир музыки
No Result
Все результаты
SAMESOUND
No Result
Все результаты
  • Телеграм
  • 🤘 Сообщество
  • 🎁 Бесплатные VST
  • 🎙 Как выбрать микрофон
  • 🔊 Изучаем звуковые волны
  • 🎛 Выбираем оборудование
  • 🔥 Лучшие VST

Не сложилось: почему саксофона нет в оркестре?

Молодой инструмент появился, когда все места в оркестре были уже заняты.

Автор: Егор Ревенга
13.05.2019
in Мир музыки
1 0
1
29
ПОДЕЛИЛОСЬ
2.5k
ПРОСМОТРЫ
ПоделитьсяТелеграмнутьТвитнуть

Вспомнить известных саксофонистов легко: Джон Колтрейн, Чарли Паркер, Арт Пеппер, Стэн Гетц. Не менее просто вспомнить пару-тройку хитов с соло на саксофоне: «Walk On The Wild Side» Лу Рида, «The Edge Of Glory» Леди Гаги, «Baker Street» Джерри Рафферти. Но если вас спросят, кто ваш любимый классический саксофонист, то вы не найдёте, что ответить на этот вопрос.

Удивительно, но пока альт и тенор-саксофон являются чуть ли не синонимом джаза, и частенько заглядывают в поп-музыку, в мире классической музыки эти инструменты настоящие аутсайдеры. Саксофон появился на свет в 1840-х, когда места инструментов в оркестре уже прочно забетонировались под флейтами, скрипками, гобоями, трубами. Но поздний выход изобретения бельгийца Адольфа Сакса не единственная причина, почему саксофона нет в оркестре.

Адольф Сакс

Оригинальное изобретение Сакса было сделано из дерева, а не меди. Только спустя несколько модификаций, в одной из которых дерево отчасти дополнила медь, саксофон показали французским военным. Генералы военных оркестров оценили инструмент, отметив его необычный микс из громкости, диапазона и возможности играть самые разнообразные пассажи. Такой успех привёл к тому, что отдельные оркестры и полевые коллективы во Франции и Бельгии взяли медно-деревянный саксофон на вооружение.

Саксофон не привлёк внимания классического и академического мира. Напротив, изучая потенциал нового инструмента и стараясь расширить духовую секцию оркестра, для саксофона писали Гектор Берлиоз, Джузеппе Верди, Рихард Вагнер, Клод Дебюсси, Александр Глазунов, Рихард Штраус и другие композиторы высшей и средней лиг. Будучи большим другом Адольфа Сакса, в 1842 году Берлиоз первым написал классическое произведение для нового инструмента — Хорал для голоса и шести духовых инструментов. Постепенно саксофон появился в «Болеро» Равеля, «Арлезианке» Бизе, «Картинках с выставки» Мусоргского, «Симфонических танцах» Рахманинова, «Ромео и Джульетте» Прокофьева и «Гаянэ» Хачатуряна, «Американце в Париже» Гершвина. Большая часть этих произведений демонстрировала яркие возможности инструмента не только в отдельности, но и в составе оркестра.

В XIX веке было сочинено более 6000 произведений для саксофона в составе оркестра. Беда в том, что большая их часть осталась неизвестной публике — об использовании саксофона в классической музыке мало кто помнит.

После такого списка кажется, что успех инструменту был гарантирован, но не тут-то было — у саксофона не было никакого коммерческого потенциала. Стоимость инструмента была высока, да и в производстве это был не самый простой инструмент. Ситуация осложнялась тем, что многие компоненты и конструктивные решения были запатентованы различными изобретателями — за всё нужно было платить отчисления. Дело кончилось тем, что Сакса выдавили с рынка, который он же сам и создал.

В 1870-х производством саксофона занялись в США — частная фабрика в Индиане делала саксофоны, не обращая внимания на патенты. Пока Сакс пытался заработать на своём изобретении, инструмент стал популярным на американском рынке среди военных оркестров. Вместе с распространением в конце XIX века «танцевальных оркестров», исполнявших регтайм и музыку в стиле биг-бэнд, саксофон получил широкую известность в Северной Америке. Постепенно инструмент попал в руки джазовых музыкантов и стал хорошо известен не только в США, но и за пределами страны.

Саксофон вечно напоминает мне склизкого розового червя.

— Игорь Стравинский

Саксофон стал центром новой музыки, использовался как инструмент исполнения фанфар и воспринимался несколько дерзко и вульгарно в сравнении с более классическими инструментами. Учитывая тот факт, что джаз своими корнями уходит в афроамериканскую культуру, вокруг саксофона появилась легенда, что для игры на нём не нужно быть дипломированным профессионалом, ведь игра должна быть простой и идти от чистого сердца.

К тому же некоторые исполнители (например, Six Brown Brothers) с помощью саксофона подчеркивали комичность игры на духовых инструментах, специально широко раздувая щеки. Более того, комичность обыгрывалась и в самой музыке — исполнители меняли подход к партиям и написанию мелодий, высмеивая консерватизм классики. Именно так на свет появились шутливые композиции наподобие «Yakety Sax» и прочие схожие нарративы.

Тем не менее в 1930-х годах европейские виртуозы Сигурд Рашер и Марсель Мюль уже применяли подобный комедийно-сатиричный подход. Рашер и Мюль стали известными благодаря своему исполнению сюиты Сергея Прокофьева «Поручик Киже» (1934), переложению произведения Модеста Мусоргского «Картинки с выставки» (1922), симфонии Си-бемоль для группы Поля Хиндемита (1951), Симфонических танцев Сергея Рахманинова (1941) и других. Творчество Мюля и Рашера оказало большое влияние на композиторов и саксофонистов. Сами же музыканты теперь считаются популяризаторами саксофона и композиторами, умело вписавшими инструмент в оркестровое окружение.

Несмотря на всё это, полноценная дружба саксофона с классикой начала складываться только во второй половине XX века, да и то крайне медленно. Тем не менее идея оркестрового саксофониста на полную ставку до сих пор остаётся иллюзорной — инструмент появляется в оркестре только в качестве гостя. При этом для игры на саксофоне обычно или приглашают какого-то известного музыканта, или же на инструменте играет кларнетист.

Изменение в консервативных музыкальных кругах стали происходить только в последние 15-20 лет — всё-таки молодой возраст и статус более «народного» инструмента дают о себе знать. Смена парадигмы мышления происходит медленно, но всё же происходит: сегодня музыканты могут получить образование по классу саксофона во многих консерваториях, а не только в каких-то избранных местах — представить такое полвека назад было практически нереально. В любом случае за пределами классических и академических кругов саксофон проделал огромный путь, найдя себе места во всех стилях музыки. В общем, Адольф Сакс может спать спокойно — его инструмент полюбился публике.

Что ещё интересного о музыке

Кофейная кантата Баха: как Иоганн Себастьян Бах первым написал оду любви к кофе

Compress ‘Da Audio: как появилось музыкальное пиратство в Интернете

Знакомьтесь: критик, разгромивший «Сержанта Пеппера», а позже выяснивший, что слушал альбом на сломанной стереосистеме

What's Your Reaction?

  • Огонь!Огонь!
    1
    Огонь!
  • Хм...Хм...
    0
    Хм...
  • Лоооооол!Лоооооол!
    0
    Лоооооол!
  • Чё?Чё?
    1
    Чё?
  • ПечальПечаль
    0
    Печаль
  • Да ё..!Да ё..!
    1
    Да ё..!
Теги: история музыкиклассическая музыкасимфонический оркестр
Поделиться5ПоделитьсяТвитнуть6Поделиться
Ранее

Ableton анонсировала дополнение CV Tools, которое позволит управлять модульными синтезаторами прямо из окна DAW

Далее

Фонд Боба Муга совместно с Native Instruments выпустил библиотеку Modular Icons

Подписаться
Войти
Уведомлять о
Войдите на сайт, чтобы обсудить материал
1 комментарий
Новые
По порядку Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сейчас читают


Далее
Native Instruments Modular Icons

Фонд Боба Муга совместно с Native Instruments выпустил библиотеку Modular Icons

  • О нас
  • Помощь проекту
  • Реклама
  • Правила площадки
  • Условия использования
  • Политика конфиденциальности
  • RSS
Сотрудничество: hello@samesound.ru
Реклама: ad@samesound.ru

Сделано с ❤️ к 🎶 в SAMESOUND © 2015-2023.
Использование материалов SAMESOUND разрешено только с обязательным указанием ссылки на этот сайт.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции, которое может не совпадать с вашим мнением и меняться с течением времени. Это нормально.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях.
⚠️ 18+

  • Войти
  • Регистрация
  • Лента
    • В тренде
    • Горячее
    • Лучшее
    • Обсуждаемое
  • Рубрики
    • Написание
    • Исполнение
    • Продакшн
    • Инструменты
    • Софт
    • Оборудование
    • Мир музыки
  • Темы
    • Звуковые волны: интерактивный гид
    • Таблица звуковых частот
    • Телеграм-каналы для музыкантов
    • Гид по выбору
    • Гид по эффектам
    • Обзоры
    • Бесплатные плагины
    • Лучшие VST
    • Уроки гитары
    • Прохождение звукового сигнала
    • Сервисы цифровой дистрибуции музыки
  • Мероприятия
  • Сообщество
    • Лента активности
    • Группы
    • Разместить своё творчество
    • Пользователи
  • О нас
  • Помощь проекту
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Условия использования
  • Правила сообщества
  • RSS

Сделано с ❤️ к 🎶 в SAMESOUND © 2015-2023.
Использование материалов SAMESOUND разрешено только с обязательным указанием ссылки на этот сайт.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции, которое может не совпадать с вашим мнением и меняться с течением времени. Это нормально.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях.
⚠️ 18+

Вход на SAMESOUND

Google ВКонтакте OK Яндекс

или через электронную почту

Забыли пароль? Регистрация

Регистрация

Не займёт и минуты

Все поля обязательны для заполнения. Войти

Напомнить пароль?

Введите имя пользователя или адрес почты — отправим письмо со ссылкой на восстановление пароля.

Войти
Кому пишем?

Переместить комментарий