Вспомнить известных саксофонистов легко: Джон Колтрейн, Чарли Паркер, Арт Пеппер, Стэн Гетц. Не менее просто вспомнить пару-тройку хитов с соло на саксофоне: «Walk On The Wild Side» Лу Рида, «The Edge Of Glory» Леди Гаги, «Baker Street» Джерри Рафферти. Но если вас спросят, кто ваш любимый классический саксофонист, то вы не найдёте, что ответить на этот вопрос.
Удивительно, но пока альт и тенор-саксофон являются чуть ли не синонимом джаза, и частенько заглядывают в поп-музыку, в мире классической музыки эти инструменты настоящие аутсайдеры. Саксофон появился на свет в 1840-х, когда места инструментов в оркестре уже прочно забетонировались под флейтами, скрипками, гобоями, трубами. Но поздний выход изобретения бельгийца Адольфа Сакса не единственная причина, почему саксофона нет в оркестре.
Оригинальное изобретение Сакса было сделано из дерева, а не меди. Только спустя несколько модификаций, в одной из которых дерево отчасти дополнила медь, саксофон показали французским военным. Генералы военных оркестров оценили инструмент, отметив его необычный микс из громкости, диапазона и возможности играть самые разнообразные пассажи. Такой успех привёл к тому, что отдельные оркестры и полевые коллективы во Франции и Бельгии взяли медно-деревянный саксофон на вооружение.
Саксофон не привлёк внимания классического и академического мира. Напротив, изучая потенциал нового инструмента и стараясь расширить духовую секцию оркестра, для саксофона писали Гектор Берлиоз, Джузеппе Верди, Рихард Вагнер, Клод Дебюсси, Александр Глазунов, Рихард Штраус и другие композиторы высшей и средней лиг. Будучи большим другом Адольфа Сакса, в 1842 году Берлиоз первым написал классическое произведение для нового инструмента — Хорал для голоса и шести духовых инструментов. Постепенно саксофон появился в «Болеро» Равеля, «Арлезианке» Бизе, «Картинках с выставки» Мусоргского, «Симфонических танцах» Рахманинова, «Ромео и Джульетте» Прокофьева и «Гаянэ» Хачатуряна, «Американце в Париже» Гершвина. Большая часть этих произведений демонстрировала яркие возможности инструмента не только в отдельности, но и в составе оркестра.
В XIX веке было сочинено более 6000 произведений для саксофона в составе оркестра. Беда в том, что большая их часть осталась неизвестной публике — об использовании саксофона в классической музыке мало кто помнит.
После такого списка кажется, что успех инструменту был гарантирован, но не тут-то было — у саксофона не было никакого коммерческого потенциала. Стоимость инструмента была высока, да и в производстве это был не самый простой инструмент. Ситуация осложнялась тем, что многие компоненты и конструктивные решения были запатентованы различными изобретателями — за всё нужно было платить отчисления. Дело кончилось тем, что Сакса выдавили с рынка, который он же сам и создал.
В 1870-х производством саксофона занялись в США — частная фабрика в Индиане делала саксофоны, не обращая внимания на патенты. Пока Сакс пытался заработать на своём изобретении, инструмент стал популярным на американском рынке среди военных оркестров. Вместе с распространением в конце XIX века «танцевальных оркестров», исполнявших регтайм и музыку в стиле биг-бэнд, саксофон получил широкую известность в Северной Америке. Постепенно инструмент попал в руки джазовых музыкантов и стал хорошо известен не только в США, но и за пределами страны.
Саксофон вечно напоминает мне склизкого розового червя.
— Игорь Стравинский
Саксофон стал центром новой музыки, использовался как инструмент исполнения фанфар и воспринимался несколько дерзко и вульгарно в сравнении с более классическими инструментами. Учитывая тот факт, что джаз своими корнями уходит в афроамериканскую культуру, вокруг саксофона появилась легенда, что для игры на нём не нужно быть дипломированным профессионалом, ведь игра должна быть простой и идти от чистого сердца.
К тому же некоторые исполнители (например, Six Brown Brothers) с помощью саксофона подчеркивали комичность игры на духовых инструментах, специально широко раздувая щеки. Более того, комичность обыгрывалась и в самой музыке — исполнители меняли подход к партиям и написанию мелодий, высмеивая консерватизм классики. Именно так на свет появились шутливые композиции наподобие «Yakety Sax» и прочие схожие нарративы.
Тем не менее в 1930-х годах европейские виртуозы Сигурд Рашер и Марсель Мюль уже применяли подобный комедийно-сатиричный подход. Рашер и Мюль стали известными благодаря своему исполнению сюиты Сергея Прокофьева «Поручик Киже» (1934), переложению произведения Модеста Мусоргского «Картинки с выставки» (1922), симфонии Си-бемоль для группы Поля Хиндемита (1951), Симфонических танцев Сергея Рахманинова (1941) и других. Творчество Мюля и Рашера оказало большое влияние на композиторов и саксофонистов. Сами же музыканты теперь считаются популяризаторами саксофона и композиторами, умело вписавшими инструмент в оркестровое окружение.
Несмотря на всё это, полноценная дружба саксофона с классикой начала складываться только во второй половине XX века, да и то крайне медленно. Тем не менее идея оркестрового саксофониста на полную ставку до сих пор остаётся иллюзорной — инструмент появляется в оркестре только в качестве гостя. При этом для игры на саксофоне обычно или приглашают какого-то известного музыканта, или же на инструменте играет кларнетист.
Изменение в консервативных музыкальных кругах стали происходить только в последние 15-20 лет — всё-таки молодой возраст и статус более «народного» инструмента дают о себе знать. Смена парадигмы мышления происходит медленно, но всё же происходит: сегодня музыканты могут получить образование по классу саксофона во многих консерваториях, а не только в каких-то избранных местах — представить такое полвека назад было практически нереально. В любом случае за пределами классических и академических кругов саксофон проделал огромный путь, найдя себе места во всех стилях музыки. В общем, Адольф Сакс может спать спокойно — его инструмент полюбился публике.