Телеграм-канал о продвижении музыки Рузке Продюсер написали подробный гайд по сервисам цифровой дистрибуции музыки. За основу своего исследования авторы канала взяли пост из блога американского музыканта Ари Херстенда Ari’s Take, который изучил все крупные сервисы цифровой дистрибуции музыки.
Рузке Продюсер дополнили пост Ари собственным опытом и адаптировали его обзор под российские реалии. На выходе получился, пожалуй, самый полный и честный обзор подобных сервисов, который даёт исчерпывающий ответ на вопрос, как, через кого и на каких условиях можно выложить свою музыку в iTunes, Google Play, Spotify, ВКонтакте и другие площадки. Подписывайтесь на канал Рузке Продюсер в Телеграме — там много полезных материалов для тех, кто продвигает себя сам.
Компании по цифровой дистрибуции постепенно превращаются для DIY-музыкантов в универсальные сервисы по сбору роялти. Сервисы дистрибьюции музыки нужны вам, если вы хотите опубликовать свое творчество в iTunes/Apple Music, Spotify, Amazon, Google Play, Deezer, Napster, ВКонтакте. Они не только выложат вашу музыку, но и соберут все роялти от прослушивания мелодии и песни во всем мире — вам не придётся переживать по поводу декларирования доходов и сбора денег. Часть из ниже перечисленных компаний подобралась к такому сценарию довольно близко. Тем не менее ещё никто не смог реализовать дистрибуцию музыки максимально простым и удобным способом.
Перед тем, как рассматривать сервисы цифровой дистрибуции музыки, отметим несколько важных моментов. Во-первых, пользоваться сразу несколькими дистрибьюторами можно, однако вы не можете отправить один и тот же релиз на одни и те же площадки через разные сервисы. Нет смысла отправлять релиз во все магазины через CD Baby и DistroKid одновременно, так как такой ход приведёт к банальному задвоению релиза на всех площадках. Вывод простой: для каждого релиза в каком-то определённом магазине нужно выбрать свой сервис.
Советовать какого-то одного дистрибьютора нет смысла. Каждый релиз, каждый артист и каждая история публикации уникальны.
Во-вторых, сервисы не получают прав на музыку. Это не музыкальные лейблы. Даже если дистрибьютор предлагает вам какие-либо «услуги лейбла» вы сохраняете 100% прав на свою музыку. Комиссия, которую удерживают сервисы, — не более, чем оплата их услуг по публикации и сбору средств. Расчёты идут строго с итоговой выручки от продаж музыки.
Один из немногих агрегаторов и дистрибьюторов, предоставляющих вожделенный для русскоязычного сегмента исполнителей доступ к монетизации музыки в ВКонтакте. Офис Multiza находится в Москве. На сайте висят телефоны поддержки, почта для обращений. На первый взгляд всё более, чем круто.
Несмотря на российское происхождение, до регистрации в сервисе остаётся множество вопросов — FAQ на сайте слишком общий, деталей не хватает, как всё работает до конца непонятно. Техподдержка на вопросы не реагирует и не отвечает. Чтобы достучаться до контактов потребуется немалая доля упорства, но даже после этого общаться с вами будут так, как будто никто не заинтересован в привлечении новых клиентов. Кажется, что размещение через них работает по схеме «Закинули на платформы и будь, что будет».
Ключевой момент: Multiza не является официальным дистрибьютором, сервиса нет в списке партнёров Apple Music Partners. Так же, как и FreshTunes используют чьи-то возможности для размещения треков. Никаких дополнительных возможностей сервис не предлагает: здесь вас ждёт только размещение на платформах, не более. Несмотря на это, Multiza может помочь с изготовлением мерча, мастерингом, рекламой. Полный спектр возможностей с личным менеджером доступен исполнителям за 60 € — теперь понятно, почему техподдержка не работает. Чтобы понять, как всё на самом деле, мы разместили релиз через Multiza.
Для размещения нужна «регистрация лейбла» за 5,48 €. Само размещение оценивается в 2,66 €. Платеж разовый, в дальнейшем говорят о том, что с продаж сервис удержит 20%. Кабинет не самый удобный, в нём много лишнего, статистика реализована средне. Среди приятных опций — размещение клипов и видео в iTunes, но после регистрации она недоступна. Чтобы получить доступ к этой фиче нужно набрать большое количество продаж и прослушиваний, но какое именно — не уточняется.
Все вопросы с техподдержкой решали по городскому телефону и после оплаты нам пришлось долго дозваниваться до них. Неконтролируемый агрегатор, который в целом, справляется с основной задачей — просто закинуть музыку в ВКонтакте. Будь у агрегатора работающая поддержка и более заинтересованный подход к развитию, то работать с ним было бы явно удобнее. Маленьким и начинающим лучше не связываться с ними, всё слишком ненадёжно, бесконтрольно и непривлекательно. У тех, кто покрупнее и поименитее, возможно, работа с сервисом сложится удачно.
Плюсы Multiza
- Можно разместить музыку, аудиокниги, электронные книги и видеоклипы
- Нет ежемесячных и ежегодных платежей за использование
- Не требует продления публикаций, все размещения делаются навсегда (так говорят)
- За раз можно разместить любое количество треков
- Размещают музыку в ВКонтакте
Минусы Multiza
- Комиссия 20% с выручки
- Бесполезная техническая поддержка, не отвечающая на вопросы пользователей
- Обещают слишком много, но уровень сервиса низкий
- Абсолютно ненадёжный сервис, не заинтересованный в новых клиентах, новичкам лучше не связываться