Телеграм-канал о продвижении музыки Рузке Продюсер написали подробный гайд по сервисам цифровой дистрибуции музыки. За основу своего исследования авторы канала взяли пост из блога американского музыканта Ари Херстенда Ari’s Take, который изучил все крупные сервисы цифровой дистрибуции музыки.
Рузке Продюсер дополнили пост Ари собственным опытом и адаптировали его обзор под российские реалии. На выходе получился, пожалуй, самый полный и честный обзор подобных сервисов, который даёт исчерпывающий ответ на вопрос, как, через кого и на каких условиях можно выложить свою музыку в iTunes, Google Play, Spotify, ВКонтакте и другие площадки. Подписывайтесь на канал Рузке Продюсер в Телеграме — там много полезных материалов для тех, кто продвигает себя сам.
Компании по цифровой дистрибуции постепенно превращаются для DIY-музыкантов в универсальные сервисы по сбору роялти. Сервисы дистрибьюции музыки нужны вам, если вы хотите опубликовать свое творчество в iTunes/Apple Music, Spotify, Amazon, Google Play, Deezer, Napster, ВКонтакте. Они не только выложат вашу музыку, но и соберут все роялти от прослушивания мелодии и песни во всем мире — вам не придётся переживать по поводу декларирования доходов и сбора денег. Часть из ниже перечисленных компаний подобралась к такому сценарию довольно близко. Тем не менее ещё никто не смог реализовать дистрибуцию музыки максимально простым и удобным способом.
Перед тем, как рассматривать сервисы цифровой дистрибуции музыки, отметим несколько важных моментов. Во-первых, пользоваться сразу несколькими дистрибьюторами можно, однако вы не можете отправить один и тот же релиз на одни и те же площадки через разные сервисы. Нет смысла отправлять релиз во все магазины через CD Baby и DistroKid одновременно, так как такой ход приведёт к банальному задвоению релиза на всех площадках. Вывод простой: для каждого релиза в каком-то определённом магазине нужно выбрать свой сервис.
Советовать какого-то одного дистрибьютора нет смысла. Каждый релиз, каждый артист и каждая история публикации уникальны.
Во-вторых, сервисы не получают прав на музыку. Это не музыкальные лейблы. Даже если дистрибьютор предлагает вам какие-либо «услуги лейбла» вы сохраняете 100% прав на свою музыку. Комиссия, которую удерживают сервисы, — не более, чем оплата их услуг по публикации и сбору средств. Расчёты идут строго с итоговой выручки от продаж музыки.
Ещё каких-то 5 лет назад DistroKid считался новичком рынка распространения музыкального контента. Сегодня же DistroKid вспоминается одним из первых, когда речь заходит про сервисы цифровой дистрибуции музыки. Тем не менее сразу после старта Филип Каплан, основавший сервис, получил много лестных отзывов от основателей CD Baby, TuneCore и Audiam. До запуска сервиса Филип был довольно известной личностью в Силиконовой Долине, попал на обложки журналов Inc. и Fast Company за свой блог F*cked Company, который он вел в 2000-х. Помимо этого Каплан отличный барабанщик.
DistroKid — первый сервис цифровой дистрибуции музыки, предложивший ограниченное распространение за годовую подписку. Благодаря такой модели сервис за 4 года стал одним из 20 крупнейших дистрибьюторов в мире. В компании работает всего 20 сотрудников, а работа сервиса сфокусирована на распространении данных, без лишних свистелок и перделок. Интерфейс прост и минималистичен, а чтобы залить свою песню в магазины достаточно воспользоваться одной страницей.
В октябре 2018 Spotify выкупила миноритарный пакет акций DistroKid, так что теперь стриминговая платформа финансово заинтересована в успехе сервиса. Несмотря на это DistroKid остается независимой компанией. К слову, известный рэпер Ludacris выпустил свой последний релиз именно через этот сервис.
До регистрации на сайте доступен подробный FAQ, отвечающий на все вопросы перед оформлением подписки. После регистрации пользователю открывается огромный раздел Technical Support, в котором разжеваны в мельчайших деталях абсолютно все моменты, связанные с использованием сервиса. Кроме этого на сайте существует раздел News, сообщающий обо всех нововведениях DistroKid. Служба поддержки работает великолепно: отвечают быстро, решают все возникающие вопросы. Вся информация подается просто, в неформальном виде — видно, что компания заботится о своих клиентах-музыкантах.
Ценовая политика комфортная: ежегодная разовая плата. Стоимость подписки зависит от количества исполнителей, которых вы размещаете, при этом количество релизов может быть любым:
- 1 исполнитель — $20
- 2 исполнителя — $36
- 5 исполнителей — $80
Помимо стандартного списка магазинов музыки, для каждого трека можно расширить количество площадок. Например, бесплатно можно отправить трек в Facebook/Instagram Music, за $4,95 + 20% от заработка композицию можно отправить в каталог монетизации музыки YouTube, за $1 заслать песню в Shazam или советчицу Siri от Apple. За $7,95 можно подключить услугу Store Maximizer — релиз попадет во все магазины и платформы, с которыми подружится DistroKid. Ну, а за $30 музыканты могут подключить кошерную услугу «Leave A Legacy», которая сохранит ваш релиз на всех платформах после вашей смерти.
Небольшой лайфхак для экономных музыкантов: регистрируемся на DistroKid, подтверждаем аккаунт и ничего не оплачиваем. Терпеливо ждём, и через сутки получаем на почту скидку 35% на первый год подписки.
Сервис активно взаимодействует с iTunes и Spotify, благодаря чему предлагает ряд фишек, которых нет у конкурентов. Так, например, пользователи могут разместить фото-шапку на странице исполнителя в iTunes и загрузить тексты песен, получить доступ к iTunes Connect, упрощенно пройти верификацию исполнителя в Spotify и получить доступ к кабинету артиста. Дополнительно присутствует функция перепродажи альбома.
Размещение треков быстрое: релиз попадает в магазины за 3-4 дня, хотя сервис и просит заливать треки за 2 недели. Выплаты за музыку можно поделить со всеми участниками записи, но для этого им придется зарегистрироваться в сервисе. Но за всей внешней простотой проявляется основной минус системы — статистика. Все очень неудобно. Есть фильтр по артистам, релизам, магазинам и датам. Но проанализировать продажи по странам или суммарному количеству прослушиваний невозможно. Аналитика, по сути, отсутствует.
Для русскоязычных музыкантов существует один минус: официально система не принимает треки на русском языке. Тем не менее обойти алгоритм можно, если при заливке трека выбрать другой язык (например, эстонский) — все загрузится без проблем с именем исполнителя и трека на кириллице. Помимо этого DistroKid не сотрудничает с UMA, поэтому монетизировать свою музыку в ВКонтакте не выйдет. Это существенный недостаток, из-за которого пришлось отказаться от дальнейшего размещения релизов русскоязычных исполнителей через DistroKid.
Плюсы DistroKid
- Нет комиссии.
- Загрузка любого количество песен в течение действия подписки.
- Разделение выплат.
- Простая одностраничная регистрация
- После каждого этапа размещения на почту приходит отчет о состоянии релиза
Включение в раздел «Музыка» в сторис Instagram. - Отчёты по будущим трендам.
- Тексты песен. Вы можете выслать тексты своих песен для Apple Music и iTunes.
- Мгновенная верификация профиля артиста в Spotify.
- Возможность скачивать песни. DistroKid всё сохраняет в облаке. И если вам нужно скачать. wav-файл песни, потому что жёсткий диск полетел, то это ваш вариант.
- Маркетинг через текстовые сообщения. Потенциально мощный инструмент, был протестирован на релизе Ludacris и предположительно был эффективен.
Минусы DistroKid
- Отчёты и аналитика. Предоставляется только базовая информация. Чтобы получить подробности о распространении конкретного трека или мелодии, нужно скачивать CSV-отчет и копаться в экселе.
- Нельзя выложить релиз в BOOM, VK и Яндекс.Музыку
- Дополнительные скрытые сборы за релиз трека в Shazam. У всех других сервисов такая фича дается бесплатно. То, что DistroKid не включает Shazam в годовую подписку — нигде не оговаривается. За релиз из 10 треков, которые попадут в Shazam, нужно будет заплатить дополнительные $10/год.
- Нет партнёра-паблишера, чтобы собирать авторские роялти.
- Маркетинг через текстовые сообщения «скоро будет доступен для всех» уже на протяжении нескольких месяцев.
- Нет собственных механизмов помощи артистам в продвижении (маркетинговой поддержки, связей с кураторами плейлистов).