Телеграм-канал о продвижении музыки Рузке Продюсер написали подробный гайд по сервисам цифровой дистрибуции музыки. За основу своего исследования авторы канала взяли пост из блога американского музыканта Ари Херстенда Ari’s Take, который изучил все крупные сервисы цифровой дистрибуции музыки.
Рузке Продюсер дополнили пост Ари собственным опытом и адаптировали его обзор под российские реалии. На выходе получился, пожалуй, самый полный и честный обзор подобных сервисов, который даёт исчерпывающий ответ на вопрос, как, через кого и на каких условиях можно выложить свою музыку в iTunes, Google Play, Spotify, ВКонтакте и другие площадки. Подписывайтесь на канал Рузке Продюсер в Телеграме — там много полезных материалов для тех, кто продвигает себя сам.
Компании по цифровой дистрибуции постепенно превращаются для DIY-музыкантов в универсальные сервисы по сбору роялти. Сервисы дистрибьюции музыки нужны вам, если вы хотите опубликовать свое творчество в iTunes/Apple Music, Spotify, Amazon, Google Play, Deezer, Napster, ВКонтакте. Они не только выложат вашу музыку, но и соберут все роялти от прослушивания мелодии и песни во всем мире — вам не придётся переживать по поводу декларирования доходов и сбора денег. Часть из ниже перечисленных компаний подобралась к такому сценарию довольно близко. Тем не менее ещё никто не смог реализовать дистрибуцию музыки максимально простым и удобным способом.
Перед тем, как рассматривать сервисы цифровой дистрибуции музыки, отметим несколько важных моментов. Во-первых, пользоваться сразу несколькими дистрибьюторами можно, однако вы не можете отправить один и тот же релиз на одни и те же площадки через разные сервисы. Нет смысла отправлять релиз во все магазины через CD Baby и DistroKid одновременно, так как такой ход приведёт к банальному задвоению релиза на всех площадках. Вывод простой: для каждого релиза в каком-то определённом магазине нужно выбрать свой сервис.
Советовать какого-то одного дистрибьютора нет смысла. Каждый релиз, каждый артист и каждая история публикации уникальны.
Во-вторых, сервисы не получают прав на музыку. Это не музыкальные лейблы. Даже если дистрибьютор предлагает вам какие-либо «услуги лейбла» вы сохраняете 100% прав на свою музыку. Комиссия, которую удерживают сервисы, — не более, чем оплата их услуг по публикации и сбору средств. Расчёты идут строго с итоговой выручки от продаж музыки.
Ещё один гигант на рынке цифровой дистрибуции музыки. Некоторые считают TuneCore единственным дистрибьютором, работающим с DIY-исполнителями. Несмотря на это в своей заметке Ари говорит, что TuneCore давно потеряли человечность — якобы после покупки сервиса компанией Believe Digital дистрибьютор превратился в бюрократическую махину, которую интересуют только прибыли. Так это или нет — вопрос открытый.
После своей продажи TuneCore стал младшей дочкой Believe Digital одного из крупнейших музыкальных дистрибьюторов на рынке. Такое положение гарантирует дополнительную надёжность: TuneCore — крупный игрок, который работает как часы. Пользование сервисом платное, оплачивается на ежегодной основе. В обмен на взнос TuneCore не берёт комиссии с ваших доходов, отдавая исполнителю все заработанные на музыке средства. Радоваться не стоит: далеко не все размещения освобождены от комиссий — например, размещение музыки в YouTube сопровождается сбором 20% от доходов.
Так как компания крупная, то работает она подобно любому другому крупному игроку в любой другой отрасли. Сервис платный, дорогой, но в обмен предлагает только самые необходимые функции и удобную статистику. Музыку размещают только на самых крупных площадках — Spotify, Apple Music, Amazon. Из полезных для российских музыкантов опций — возможность размещения в Яндекс.Музыке.
Несколько лет назад TuneCore заключили партнёрское соглашение с Royalty Solutions, что позволило пользователям зарабатывать на каверах. Для этого можно купить стандартную лицензию за $59 с неограниченным размещением, либо ограниченную лицензию за $15, по которой разместить кавер и заработать на нём можно только при соблюдении определённых условий (читайте соглашение!).
К слову, у TuneCore присутствует несколько историй успеха, когда размещаемые и продвигаемые ими исполнители получали миллионы прослушиваний и отличные продажи. Среди таких счастливчиков — Рон Поуп и Boyce Avenue. На волне успехов TuneCore даже запустил собственную подкомпанию по сбору роялти TuneCore Publishing.
Плюсы TuneCore
- Нет комиссий, вся выручка остаётся у исполнителя
- Свой партнёр-издатель, собирающий авторские роялти (TuneCore Publishing, работает с комиссией 15%)
- Отличные отчёты по выручке, одна из лучших аналитик в индустрии
- Ежедневные отчёты по трендам в Apple Music и Spotify
- Авансы в счёт следующих релизов
- Возможность монетизации каверов
Минусы TuneCore
- Дорогой годовой тариф
- Нет разделения выплат
- Нет собственных маркетинговых инструментов для продвижения артистов
- Берут дополнительную плату за различные функции: монетизацию Фейсбука и YouTube, размещение в дополнительных магазинах ($2 за каждый)